Выполнила Бородина Алина Музыкальная культура. 2 Развивалась она, прежде всего, как вокальная музыка. Истоки ее в народной русской песне. В народной песне.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 8. Первоистоки русской музыки. Русская народная музыка.
Advertisements

Русская духовная музыка Составитель: Ильина Ольга Павловна, Ученица 6 «А» класса школы 523.
Русская духовная музыка для студентов факультета культуры и сервиса по специальности – «Педагогическое образование» направление «Музыкальное.
Музыка как интонационное выражение христианства. Цели: - ориентация педагогов и школьников на духовно- нравственное, патриотическое и музыкально- эстетическое.
Русская духовная музыка. Прости мне, Боже, прегрешенья И дух мой томный обнови, Дай мне терпеть мои мученья В надежде, вере и любви И.Козлов.
Тема : МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БАРОККО.. Музыкальная культура барокко. План. 1. Барокко в итальянской опере. 2. Творчество Баха. 3. Русская музыка барокко.
Интеллектуальная игра Подготовила : Андреянова Светлана Анатольевна, учитель музыки МБСКОУ СКО школы - интерната VIII вида, г. Шатуры Моск. обл.
В а р и а ц и и Цель: познакомиться с музыкальной формой вариаций и учиться отличать их от других музыкальных форм.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА 11 класс Ткаченко М.Ю. Учитель мировой художественной культуры Ученики 11-в класса Коммунальное учреждение «Луганская специализированная.
Косарева В.Н., Преподаватель теоретических дисциплин МАУДОД «Детская школа искусств» г. Старая Русса.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ Что такое Романс ? РОМАНС : Романс – это жанр вокально - инструментальной музыки. Романсом называют произведение, написанное для.
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси Церковная музыка.
Музыкальная культура развивалась в двух направлениях: в светском и духовном (т.е. церковном). (Edgar Maxence)
Человек – это звучит гордо! (М.Горький) Урок музыки в 6 классе Выполнила учитель МОУ СОШ 32 Посадских М.А.
Музыкальная викторина « Музыка в вопросах и заданиях » Викторина предназначена для учащихся 6- х классов по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.
Музыкальный руководитель Павлова М.Б Сергей Васильевич Рахманинов - крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий.
Тема : введение в образовательную программу «Академический хоровой коллектив юношей » Автор:Ибрагимова Н.Т. педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД.
наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией.
Романс Концертный жанр. Предназначается для исполнения с эстрады. Обязательно имеет инструментальное сопровождение. Большое мелодическое разнообразие,
Тесты урок музыки 3 класс. a)ансамбль б) дуэт в) хор 1. Как называют большой коллектив певцов, исполняющих песню?
Транксрипт:

Выполнила Бородина Алина Музыкальная культура

2 Развивалась она, прежде всего, как вокальная музыка. Истоки ее в народной русской песне. В народной песне отражалась вся жизнь народа (труд, быт, вера и т.д.). Из самых древних песен известны колыбельные, календарные песни (языческие песни, связанные со временем года – весенние песни и др.). У них узкий диапазон.

века – время Киевской Руси. В 988 году Русь приняла христианство. Оно пришло из Византии. Образовалось 3 основных очага музыкальной культуры: 1) Народная песня. В народной песне есть связь с язычеством. Из народа выделялись талантливые люди – скоморохи. Они веселил народ, исполняя не только музыкальные номера, но и цирковые. Они подвергались гонению со стороны церкви. Церковь не одобряла инструментальную музыку. Она признавала только вокально-духовную музыку.

4 2) Княжеский двор. Здесь центральной фигурой был певец-сказитель, который сочинял и пел нараспев песни и былины о ратных подвигах князя и его дружины. Аккомпанировал он себе на гуслях. При дворе использовали и другие инструменты – домру, рожки, гудок (струнный инструмент, имеющий 3 струны и смычок).

5 3) Церковь. Это – самый важный очаг. Развивалась письменность, иконопись. Появился знаменный распев (11-17 вв.). Это – молитвы- песнопения, которые исполнял мужской хор унисон. По характеру – суровые напевы, имеющие плавную мелодию и узкий диапазон. Записывались эти распевы знаменами (знаками), некоторые из которых – крюки. Они не означали точной высоты, а только направление мелодии (вверх или вниз). Эти распевы сочиняли монахи-распевщики. Самые известные из них – Федор Крестьянин (одно из наиболее известных произведений – Стихира), Савва Рогов. Тексты сначала переводились с византийского. В 16 веке знаменные распевы писал сам Иван IV (грозный). В дальнейшем знаменный распев стал одним из источников русской музыкальной классики (Рахманинов, Мусоргский и др.).

6 В веках выделялось Новгородское княжество. Здесь музыкальное искусство несколько отличалось. Народ жил хорошо. Расцветало скоморошество (здесь оно не подвергалось гонению церкви). Слагались былины, но в них прославляли не подвиги князя, а ловкость, смекалку.

7 Конец 14-го – 16 вв. – время Московской Руси. В это время правили Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный (16 век), который объединил Русь и взял у татар Казань. О взятии Казани складывали песни и былины. При дворе Ивана IV музыка получила большое развитие. Из-за границы он привез орган, клавикорды, создал Хор государственных певчих дьяк. Это – время расцвета знаменного пения. Богослужения отличались пышностью. В это же время появилось первое русское многоголосие (знаменный распев – одноголосие). Стало появляться строчное пение – основной голос и голоса ниже и выше от основного голоса. Дьяк Иван Шайдуров ввел новую запись – киноварные пометы, в которых уже фиксировалась высота звука. Запись стала более совершенной.

8 В 17 веке знаменный распев исчез г. – начало династии Романовых (Михаил). Складывается русская нация. Возникают народные бунты. Вся эта жизнь отразилась и в народных песнях – песни- вольницы, сатирические песни. Возник новый жанр – лирическая народная песня (лирическая протяжная). Это, прежде всего, песни о тяжелой женской доле (медленные, выразительные, страдальческие). Один из ярких примеров этого жанра – песня Лучинушка.

9 Развивалось русское многоголосие. Во многом это связано с тем, что к России присоединилась Украина, в которой сказывалось влияние польской католической музыки (хоральное пение). Развивалось партесное пение – пение по партиям. Высший жанр партесного пения – духовный хоровой концерт. Это – грандиозное хоровое произведение для многих голосов (аккордовое мышление). Обязательно должны были отсутствовать инструменты. Партесные концерты писал Василий Титов (написал концерт в честь полтавской победы – 12 голосов), Николай Бавыкин.

10 В 17 веке возникли и новые светские жанры – канты и псалмы (отличие состояло только в тексте). В кантах – светский текст, а в псалмах – духовный текст. Эти жанры имеют свои особенности – 3 голоса, в которых 2 верхних голоса параллельны, а бас – гармоническая основа. Канты были сильно распространены в 18 веке – в эпоху Петра I. Тогда появились панегирические канты (хвалебные) в честь побед Петра I. Они имели кварто-квинтовые интонации и были энергичные. Форма в них куплетная. Канты повлияли в дальнейшем на русскую музыку: Глинка – заключительный хор Ивана Сусанина (Славься) – 3 голоса, склад канта (имеет черты гимна и марша); так же это проявляется в финале симфонии Глазунова.

11 С Украины в Россию пришла нотная запись на пяти линейках квадратными нотами. Вершина развития партесного стиля – духовные хоровые концерты Березовского и Бортнянского. Березовский – крепостной музыкант. Он был очень талантливым. За его огромный талант его послали в Италию. Там он учился у Падре Мартини (учитель Моцарта). Березовский покончил жизнь самоубийством. Хоровые концерты Березовского находятся на очень высоком техническом уровне, сравнимым с Моцартом. У него было огромное гармоническое и полифоническое мастерство. Концерты его состоят из разных контрастных частей (среди них попадаются фуги). Особенно популярный концерт – Не отверзи мене во время старости (обращение к Богу).