Государство в политической системе Цель познакомиться с государством как основным институтом политической системы, показать суть политики как государственного управления План 1. Государство - основной институт политической системы. 2. Внутренняя и внешняя политика государства. 3. Понятие бюрократии. 4. Современная государственная служба и ее задачи.
Признаки государства Публичная власть Территория Правовая система Суверенитет Система налогов Легальное применение силы
Структура государства По выполняемым функциям По месту в системе разделения властей Внутренние Полиция, суд, прокуратура, налоговый аппарарат, органы культуры и образования, органы связи Внешние Вооруженные силы, разведка, дипломатические органы, государственная безопасность Законодательные учреждения Исполнительно- распорядительные органы Судебные органы
Итак, отличительные признаки государства: 1. Государство выступает в качестве официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства. 2. Государство является особой организацией публичной политической власти, характеризующейся ее наивысшей ориентацией 3. Государство обладает суверенитетом. 4. Государство выполняет интегрирующую роль в обществе, являясь главным управляющим центром политической системы.
Внутренняя политика Внешняя политика Направления: 1. Экономическое. 2. Социальное. 3. Государственно- правовое. 4. Культурное. 5. Экологическое. 6. Информационное Направления: 1. Оборонное. 2. Иностранное. 3. Внешнеэкономическое
Так что же такое бюрократия - зло, с которым надо бороться, или, напротив, добро? Бюрократия - это организация профессиональных государственных чиновников, предназначенная для квалифицированного исполнения общественной политики.
Сделаем некоторые выводы: 1. Чиновники - особая социальная группа, они работают на профессиональной основе, не зависят от выборов и правительственных кризисов. 2. Они составляют стабильную основу государственного аппарата, что при отсутствии эффективных механизмов отчетности и персональной ответственности за результаты деятельности приводит к формализму, равнодушию, снобизму. 3. Государственные задачи превращаются для них в бумаготворчество, в рутинное дело. 4. Чиновники, работая долгие годы в государственном аппарате, накапливают знания, которыми начинают пользоваться политические деятели, поэтому часто информация фильтруется, задерживается, подвергается отбору в соответствии с предпочтениями самих чиновников. 5. Бюрократия все более политизируется. 6. Бюрократия в наши дни вступает в тесный контакт с различными социальными группами (предприниматели, финансисты, менеджеры и пр.), приобретая тем самым клиентов. Это породило явление клиентизма.
Структура и сущность понятия «государственная служба» Госслужба Гражданская служба Военная служба Правоохранительная служба Принципы госслужбы Признание и соблюдение прав человека Профессионализм Компетентность
Нравственные нормы поведения чиновников 1. Соблюдать нейтралитет по отношению к партиям. 2. Быть корректным в обращении с гражданами. 3. Проявлять уважение к обычаям и традициям народов РФ. 4. Не допускать конфликтных ситуаций
В начале XIX в. царь Александр I, выслушав совет видных государственных деятелей претворить в жизнь проект коренных общественных преобразований, воскликнул: «Некем взять», т. е. нет слоя людей, на которых он мог бы опереться. - Решена ли данная проблема в наши дни? Мнение аргументируйте.