Правовое обеспечение контроля качества медицинской помощи И.М. Старовойтова Москва2007
Между медицинской помощью, которую мы можем оказать… и той, которую реально оказываемой, существует не просто разрыв, а целая пропасть.
Число недовольных медицинской помощью достигает Канаде –38 % Канаде –38 % США – 44 % США – 44 % Англии – 31 % Англии – 31 % Австралии – 36 % Австралии – 36 % Новой Зеландии – 48 % Новой Зеландии – 48 % (Sh. Leatherman, США, 2005 г.)
I этап формирования нормативной правовой базы контроля качества медицинской помощи ( гг.) Закон РФ О медицинском страховании граждан в Российской Федерации (от г – 1) Закон РФ О защите прав потребителей (от г – 1) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от г – 1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием г.)
Контроль КМП Ведомственный 1 ступень – заведующий отделением (экспертиза не менее 50% законченных ежемесячно в стационаре; для поликлиник – объем экспертиз определяется на региональном уровне) 1 ступень – заведующий отделением (экспертиза не менее 50% законченных ежемесячно в стационаре; для поликлиник – объем экспертиз определяется на региональном уровне) II ступень заместитель главного врача по клинико- экспертной работе, лечебной или амбулаторно- поликлинической помощи (не менее экспертиз в квартал) II ступень заместитель главного врача по клинико- экспертной работе, лечебной или амбулаторно- поликлинической помощи (не менее экспертиз в квартал) III ступень - клинико- экспертная комиссия (КЭК) (объем экспертиз определяется конкретными задачами, стоящими перед ЛПУ ) III ступень - клинико- экспертная комиссия (КЭК) (объем экспертиз определяется конкретными задачами, стоящими перед ЛПУ ) Вневедомственный (осуществляется субъектами, не входящими в государственную систему) 1. лицензионно- аккредитационные комиссии 2. СМО 3. территориальные ФОМС 4. Страхователи 5. исполнительные органы Фонда социального страхования РФ (ФСС) 6. профессиональные медицинские ассоциации 7. общества (ассоциации защиты прав потребителей)
Контроль за организацией ЭВН в ЛПУ Ведомственный Внутренний Внешний КЭК или КЭК зам. по КЭР муниципальных органов управления ЗО или субъектов РФ управления ЗО или субъектов РФ плановый внеплановый плановый не реже 1 раза не реже 1 раза в квартал в 3 года в в квартал в 3 года в каждом ЛПУ каждом ЛПУ анализ не менее объем экспертиз первичных определяется медицинских на региональном документов уровне Вневедомственный(межведомственный) специалисты исполнительных органов ФСС РФ совместно с территориальными органами управления ЗО и учреждениями ЗО с привлечением при необходимости других субъектов вневедомственного контроля (СМО, ТФОМС и т.д.) плановый внеплановый не реже 1 раза по обращениям в 5 лет граждан и каждом ЛПУ запросам работодателей работодателей объем экспертиз определяется совместным решением исполнительных органов ФСС РФ и органов управления ЗО
II этап формирования нормативной правовой базы контроля КМП ( гг.) Приказ МЗ РФ и ФФОМС от г. 363 \ 77 О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению РФ Постановление Правительства РФ от г О мерах по стабилизации и развитию ЗО и медицинской науки в РФ Приказ МЗ РФ от г. 303 О введении в действие отраслевого стандарта Протоколы ведения больных. Общие требования. (Минюстом не зарегистрирован) Постановление Правительства РФ от г О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств ФСС РФ Приказ МЗ и ФСС РФ от г. 291\167 Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности(Минюстом РФ зарегистрирован) Федеральный Закон от г. 165 – ФЗ Об основах обязательного социального страхования
III этап формирования нормативной правовой базы контроля КМП (2002 – 2005гг.) Приказ МЗ РФ Указ Президента Приказ Минздравсоцразвития РФ от г. от г. от г «Порядок «О системе и структуре «Об утверждении порядка разработки, Федеральных органов организации первичной согласования, исполнительной власти» медико-санитарной помощи» внедрения и ведения нормативных документов системы стандартизации Приказ Минздравсоцразвития РФ в здравоохранении» Постановление от г. 170 Правительства РФ «Об организации деятельности Правительства РФ «Об организации деятельности от г. 323 врачебной комиссии от г. 323 врачебной комиссии Закон «Об утверждении Положения о медицинской организации» Закон «Об утверждении Положения о медицинской организации» От г. Федеральной службе по надзору 184-ФЗ в сфере здравоохранения 184-ФЗ в сфере здравоохранения «О техническом и социального развития» регулировании» Приказ Минздравсоцразвития РФ от г. 900 Приказ Минздравсоцразвития РФ от г. 900 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за порядком производства медицинской экспертизы»
Основные этапы формирования нормативной правовой базы контроля КМП I «законодательный» I «законодательный» II «подзаконно-организационный» II «подзаконно-организационный» III « стандартизационно – реорганизационный» III « стандартизационно – реорганизационный»
Качество- это движение, для которого нет финишной ленточки (Э. Деминг)