Тема : Повторение и закрепление изученного материала по теме « Лексика и фразеология ». Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка МОУ « Средняя общеобразовательная школа в п. Усть - Омчуг » Магаданской области МОУ « Средняя общеобразовательная школа в пос. Усть - Омчуг » Тенькинского района Магаданской области Prezentacii.com
Цель урока: Цель урока: 1) Повторить и закрепить основные темы раздела «Лексика и фразеология», 2) продолжить освоение традиции употребления лексики (синонимов, антонимов, паронимов, омонимов и т.д.) в речи, 3) продолжить развитие творческих способностей учащихся через индивидуальную работу с одаренными детьми, 4) воспитание любви к русскому языку, эстетического отношения к слову.
Закрепление материала. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют пары слов : гуманный и гуманитарный, водный и водянистый, вечный и вековой ?
В каком предложении вместо слова БЛАГОДАРНЫЙ нужно употребить БЛАГОДАТНЫЙ ? В каком предложении вместо слова БЛАГОДАРНЫЙ нужно употребить БЛАГОДАТНЫЙ ? А ) Имена Кирилла и Мефодия - создателей первого славянского алфавита - сохранятся в БЛАГОДАРНОЙ памяти потомков. Б ) Владимир Дубровский окинул дворовых людей БЛАГОДРНЫМ взглядом. В ) Пошел крупный, БЛАГОДАРНЫЙ дождь, после которого хорошо растет молодая трава. Г ) БЛАГОДАРНЫЕ пациенты, выписавшись из больницы, написали в газету письмо О своем лечащем враче. Запишите предложение в исправленном виде.
О каком языковом явлении говорится в стихотворении : О каком языковом явлении говорится в стихотворении : Много разных есть ключей : Ключ - родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный ключ дверной.
Какими частями речи могут быть слова ТРИ, СЕМЬЮ, МОЙ, ПРОСТОЙ, СТЕКЛО в зависимости от контекста ? Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы часть речи не вызывала сомнения.
Какими частями речи является слово « путём » в предложениях ? А ) Почта была доставлена водным путём. Б ) Разногласия были устранены путём переговоров. В ) И слова - то путём не умеет молвить, а еще петербургский ! Г ) У него уже выработалось, путём подражания взрослым, приемы заправского акробата.
Задание. 1 уровень. Выполнение упражнений 19, 20( устно ) по заданию в учебнике « Русский язык классы ». ( Авторы : В. Греков, С. Крючков, Л. Чешко ). 2 уровень. Составить и записать небольшой текст с использованием синонимов : Синий, васильковый, индиговый, ультрамариновый, сапфировый.
Найти вторую часть фразеологизма и дописать его. 1. Невзирая на____________ 2. Два сапога______________. 3. Буря в _________________. 4. Топтаться на______________. 5.Кусать_____________. 6. Не мудрствуя_____________. 7. Зарубить себе __________. 8.Волчий__________________ 9. Как две капли воды_______. 10. Сулит золотые__________. 11.Еле-еле душа___________________. 12. На сон________________________. 13. Голод не ________________________. 14. Нельзя ли для прогулок __________. 15. Рожденный ползать_______________. 16. Краем уха______________________. 17. Калиф на_________________. 18.Овчинка_____________________. 19. Проще пареной__________________. 20.Кисейная_____________________.
К данным фразеологизмам подобрать и записать фразеологизмы - синонимы. К данным фразеологизмам подобрать и записать фразеологизмы - синонимы. 1. Во весь дух __________________________. 2. Как свои пять пальцев ________________. 3. Как снег на голову __________________. 4. Капля в море ________________________. 5. Ни рыба ни мясо ____________________. 6. Чуть свет ___________________________.
К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы - антонимы. 1. В двух шагах ______________________. 2. Взять себя в руки __________________. 3. Засучив рукава ________________. 4. На худой конец __________________. 5. Пасть духом ____________________. 6. Хоть пруд пруди ________________
Работа с текстом. Задание : 1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста ? А ) Вовремя прочитанная книга способна изменить жизнь, увлечь хорошей литературой. Б ) Несмотря на обилие книг, перед современным читателем возникает проблема выбора. В ) Работа со словом – всегда искусство, в котором жанре она бы ни велась. Г ) Хорошие книги помогают человеку познавать окружающий мир и себя.
2. Какой (- ие ) тип (- ы ) речи представлен (- Ы ) в предложениях 31-36? 2. Какой (- ие ) тип (- ы ) речи представлен (- Ы ) в предложениях 31-36? А ) Повествование и описание Б ) повествование В ) описание Г ) рассуждение
3. В каком предложении употреблены антонимы ? А ) 5 Б )18 В ) 21 Г )26
4. Прчитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. « Автор ведет диалог с читателем, используя такой прием, как ______________ ( предложения 27-29, 37-39). Общение автора с читателем эмоционально, полемично, что подчеркивает, например, употребленное в тексте _________ (« вранье »). Такой прием, как ____ (« Можно спокойно прожить ») в предложении 31 – « без которых мне трудно » в предложении 33), и такой троп, как _____________( в предложении 34), позволили автору очень убедительно и образно высказать свою точку зрения ».
Список терминов : 1. Метафора, 2. диалектизм, 3. лексический повтор, 4. ряды однородных членов, 5. эпитеты, 6. парцелляция, 7. просторечное слово, 8. вопросно - ответная форма изложения, 9. противопоставление.
11. Домашнее задание. 11. Домашнее задание. 1. Написать сочинение по прочитанному тексту. 2. Индивидуальные задания : А ) Написать рекламу какого - либо словаря по русскому языку ( по типу телерекламы или радиорекламы ). Б ) Подготовить сообщение о следующих языковых явлениях : ОКСЮМОРОН, КАЛАМБУР, ЭЛЛИПСИС. В ) Подготовить сообщение на следующую тему : « Как различают синонимы лексические, стилистические, синтаксические ?»
Prezentacii.com