Урок МХК в 8 классе. Автор Страхова Нина Павлиновна, Учитель МХК МОУ «СОШ 20 с УИОП» г.Ухта РК
1. История музыки Индии. 2. Виды индийской музыки. 3. Музыкальные инструменты.
Музыка Индии включает разнообразие живых и исторических жанров народной, популярной, эстрадной и классической музыки. Индийская классическая музыка, представленная традициями Карнатака и Хиндустани, восходит к «Сама-веде» и описана как сложная и многообразная система, воздействующая на внешний и внутренний мир, в ряде трактатов первых веков нашей эры и особенно Средневековья. В современности она связана с высокой традицией и особенно с религиозной практикой. Народная музыка важна для сохранения идентичности многочисленных народов Индии. В период мусульманского завоевания индийская музыка вобрала и ассимилировала ряд традиций и инструментов арабской музыки, а в период европейского колониального господства элементы и инструменты музыки Европы. В XX веке индийская музыка при посредстве ряда выдающихся европейских («Битлз») и американских музыкантов (Джон Маклафлин), а также кинематографа и движений хиппи, нью-эйдж, прозелитического вайшнавизма и других стала одним из значительных компонентов музыкального разнообразия общемировой культуры.
Индийская классическая музыка одна из древнейших комплексных музыкальных традиций мира. Её истоки традиционно связывают с Ведами, в первую очередь с «Сама-ведой» (2 тыс. до н. э.), останавливающейся на музыке подробнее других Вед (объясняя, как исполнять гимны «Ригведы») и прочно связывающей истоки музыки с религиозно-магической практикой индуизма. Трактат по театру, музыке и танцу «Натья-шастья» (первые века н. э.) демонстрирует, что уже до его создания индийцы обладали высокоразвитой музыкальной системой. Она также фиксирует важную связь музыки с танцем и драмой. Под влиянием мусульманской культуры в Средние века важным становится распевное исполнение авторской поэзии, которое адаптировалось индийской культуры и стало важной частью классической музыки.
Индийская классическая музыка стремится к монотонии, и при ансамблевом исполнении единственная мелодическая линия оформляется фиксированными бурдонными звуками. Мелодические построения называются рога, ритмические тала. Раги закреплённые традицией ладо ритмические построения, основные для классической музыки. Европейскими языковыми средствами они могут описываться как «мелодии», «темы». В процессе исполнения раки основная тема подвергается интенсивному интонационному развитию по принципу аналогичному джазовой импровизации.
Индийская классическая музыка разделяется на две основные традиции, разошедшиеся примерно с XIII века: Хиндустани, с корнями в Северной Индии; Карнатака, с корнями в Южной Индии.
Музыкальные инструменты, обычные для музыки хиндустани ситар, народ,танпурна, бансури, шенай, саронг и и табла. Обычные для музыки карнатака индийская флейта (вену), готтува дьям, вина, мридангам, канджира, гхатам и скрипка.
Ситар(а) многострунный музыкальный инструмент используемый для исполнения индийской классической музыки, относящийся к группе струнных щипковых музыкальных инструментов.
Бансури (бансри) индийский духовой музыкальный инструмент, вид поперечной флейты. Особо распространён в Северной Индии [1]. Бансури делается из отдельного полого стебля бамбука с шестью или семью отверстиями.индийский духовой музыкальный инструмент флейты [1]бамбука Существует две разновидности инструмента: поперечная и продольная. Продольная обычно используется в народной музыке и при игре удерживается губами подобно свистку. Поперечная разновидность же наиболее используема в индийской классической музыке.
Саранги индийский струнный смычковый инструмент лютневого типа. По индийской традиции классифицируется как инструмент группы тата- вадья; распространён в практике классического музицирования традиции хиндустани (в северных районах Индии,Пакистане,Непале); имеет также ряд региональных традиционных разновидностей
Табла индийский музыкальный инструмент. Небольшой парный барабан, основной ударный инструмент индийской классической музыки северо индийской традиции хиндустани, используемый для сопровождения вокальной и инструментальной музыки и танца в стиле катках. Распространен также в фольклоре и популярной музыке стран индийского субконтинента.
Вина старинный индийский щипковый (плекторный) музыкальный инструмент, используемый при исполнении индийской классической музыки. Считается трудным для изучения инструментом и требует многолетней практики. Инструмент имеет вид лютни, и его форма варьируется в зависимости от конкретной конфигурации. Наиболее распространены следующие разновидности вины:
Мриданга
Корпус изготавливается из глины или дерева. Можно также встретить современные фабричные мриданги с пластиковым корпусом (большинство профессиональных музыкантов считают их существенно менее богатыми разнообразием и живостью оттенков звучания, чем деревянные или, тем более, глиняные).
Канджира ударный музыкальный инструмент, бубен, используемый в южноиндийской музыке. Имеет высокий звук. Известен не так давно, в классической музыке используется с 1930 х гг. На канджире обычно играют в ансамбле народных инструментов, с мридангой. Мембрана инструмента изготовлена из шкуры ящерицы. Она натянута с одной стороны на деревянную рамку из древесины джекфрута, см. в диаметре и 5-10 см глубиной. Другая сторона остаётся открытой. На рамке имеется одна пара металлических тарелочек.
Скрипка смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем. Бывают также и пятиструнные скрипки.
1. Виды индийского танца. 2. Что обозначают "НАтья ш Астра", "Абхин Ая д Арпана", "Нр Ить явин Ода", "Хасталакшана Дипика«.