Конституция Российской Федерации – основной закон государства Prezentacii.com
Понятие, сущность и структура Конституции России Основные принципы и юридические свойства Конституции России Порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ План:
нормы конституциияи всегда имеют перевес над положениями иных законов и подзаконных актов нормы конституциияи всегда имеют перевес над положениями иных законов и подзаконных актов законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституциияи органами и по установленной ею процедуре законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституциияи органами и по установленной ею процедуре нормы законов и подзаконных актов не должны противоречить нормам основного закона нормы законов и подзаконных актов не должны противоречить нормам основного закона
ЗАКРЕПЛЯЕТ победу наиболее активной политической силы в обществе накануне принятия конституциия ЗАКРЕПЛЯЕТ победу наиболее активной политической силы в обществе накануне принятия конституциия ОТРАЖАЕТ соотношение политических сил, существующее в обществе на момент принятия конституциияи ОТРАЖАЕТ соотношение политических сил, существующее в обществе на момент принятия конституциияи ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой «общественный договор», в котором согласованы политические интересы различных социальных групп общества ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой «общественный договор», в котором согласованы политические интересы различных социальных групп общества
Структура Конституции России ПРЕАМБУЛА ПРЕАМБУЛА ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ ( 9 глав, 137 статей) ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ ( 9 глав, 137 статей) ГЛАВЫ 1. Основы конституциияонного строя 1. Основы конституциияонного строя 2. Права и свободы человека и гражданина 2. Права и свободы человека и гражданина 3. Федеративное устройство 3. Федеративное устройство 4. Президент Российской Федерации 4. Президент Российской Федерации 5. Федеральное собрание 5. Федеральное собрание 6. Правительство Российской Федерации 6. Правительство Российской Федерации 7. Судебная власть 7. Судебная власть 8. Местное самоуправление 8. Местное самоуправление 9. Конституционные поправки и пересмотр конституциияи ВТОРОЙ РАЗДЕЛ ВТОРОЙ РАЗДЕЛ Заключительные и переходные положения
По форме принятия По форме принятия принятые народом дарованные народу (октроированные) По типу социально- экономической формации По типу социально- экономической формации буржуазные социалистические
По форме По форме писаные неписаные ПО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИЯ ПО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИЯ временные постоянные
ПО СПОСОБУ ПРИНЯТИЯ (ИЗМЕНЕНИЯ) ПО СПОСОБУ ПРИНЯТИЯ (ИЗМЕНЕНИЯ) гибкие жесткие ПО ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ ПО ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ монархические республиканские
ПО ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ПО ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА федеративные конфедеративные унитарные ПО ПОЛИТИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ ПО ПОЛИТИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ демократические антидемократические
Основополагающие идеи, положения, правила, определяют наиболее существенные черты, качественные свойства КОНСТИТУЦИИ как ОСНОВНОГО ЗАКОНА государства. Конституционные принципы являются основополагающими для всех отраслей права.
Демократизм, полновластие народа Равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод Равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод Государственное единство Законность Гуманизм Равноправие и самоопределение народов Идеологическое многообразие, многопартийность Идеологическое многообразие, многопартийность
Конституция имеет высшую юридическую силу Конституция имеет высшую юридическую силу Конституция обладает верховенством в системе законодательных актов государства Конституция обладает верховенством в системе законодательных актов государства Конституция является ядром правовой системы, в ней содержатся основные начала всех иных законодательных актов Конституция является ядром правовой системы, в ней содержатся основные начала всех иных законодательных актов
Правовая охрана конституциияи обеспечивается с помощью конституциияонного контроля Правовая охрана конституциияи обеспечивается с помощью конституциияонного контроля Конституция имеет прямое действие на всей территории государства Конституция имеет прямое действие на всей территории государства На нормах и принципах конституциияи базируется все текущее законодательство На нормах и принципах конституциияи базируется все текущее законодательство
Предложения о поправках и пересмотре конституциияи могут вносить (ст. 134) : Президент Российской Федерации Совет Федерации Государственная Дума Правительство Российской Федерации Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации Группа численностью не менее одной пятой депутатов Государственной Думы или Не менее одной пятой депутатов Совета Федерации Не менее одной пятой депутатов Совета Федерации Не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием положения глав: 1 – Основы конституциияонного строя; 2 – Права и свободы человека и гражданина; 9 – Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием положения глав: 1 – Основы конституциияонного строя; 2 – Права и свободы человека и гражданина; 9 – Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Под ПОПРАВКОЙ к Конституции понимается любое изменение текста глав 3 – 8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав. Поправки к главам 3 – 8 Конституции РФ принимаются в форме федерального конституциияонного закона Российской Федерации.
Внесение предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции РФ Внесение предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции РФ Поддержка тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Поддержка тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Созыв Конституционного Собрания в соответствии с федеральным конституциияонным законом Созыв Конституционного Собрания в соответствии с федеральным конституциияонным законом КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ Либо подтверждает неизменность Конституции РФ Либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который Принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов Принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов Выносится на всенародное голосование (Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, при условии, что в референдуме приняло участие более половины избирателей)
Внесение предложения о поправке в Государственную Думу в виде закона РФ о поправке к Конституции РФ Комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституциияонного законодательства Рассмотрение в Государственной Думе проекта закона осуществляется в трех чтениях Рассмотрение в Государственной Думе проекта закона осуществляется в трех чтениях Проект закона считается одобренным Государственной Думой, если за одобрение проголосовало не менее 2/3 депутатов Одобренный проект закона в течении 5 – ти дней направляется в Совет Федерации Закон о поправке к Конституции считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации Закон о поправке к Конституции считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации Председатель Совета Федерации не позднее 5 – ти дней со дня принятия закона опубликовывает для всеобщего сведения текст закона и направляет в законодательные (представительные) органы субъектов РФ Законодательный (представительный) орган субъекта РФ обязан рассмотреть закон в срок не позднее одного года, со дня его принятия Одобренный законодательными (представи-тельными) органами не менее чем 2/3 субъектов РФ в течении 7–ми дней направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования Президент РФ не позднее 14 – ти дней подписывает и опубликовывает закон Президент РФ не позднее 14 – ти дней подписывает и опубликовывает закон В месячный срок со дня вступления в силу закона Президент РФ осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками В месячный срок со дня вступления в силу закона Президент РФ осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками
Совокупность средств (правовых, организационных и др.), с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституциияонных норм, строгое соблюдение режима конституциияонной законности Правовая охрана Конституции РФ осуществляется с помощью конституциияонного контроля, т.е. деятельности компетентных государственных органов по проверке, выявлению и устранению несоответствий нормативно-правовых актов конституциияи Правовая охрана Конституции РФ осуществляется с помощью конституциияонного контроля, т.е. деятельности компетентных государственных органов по проверке, выявлению и устранению несоответствий нормативно-правовых актов конституциияи Контроль за соблюдением Конституции РФ относится к ведению Российской Федерации Контроль за соблюдением Конституции РФ относится к ведению Российской Федерации Обеспечение соответствия конституциияй республик федеральной конституциияи входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ СУБЪЕКТЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ РФ СУБЪЕКТЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ РФ Президент России Федеральное Собрание Органы судебной власти Правительство РФ Правоохранительные органы СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОРГАН ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ