УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 класс «Однородные и неоднородные определения»
Цель урока: углубить представление об определениях, закрепить навыки узнавания однородных и неоднородных определений в тексте, их графического изображения.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ (РАССТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ) 1. Я жил недорослем гоняя и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. 2. Нет пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху. 3. Я взял на себя вид равнодушный и обратись к Савельичу который был и денег и белья и дел моих рачитель приказал отдать мальчику сто рублей.
ПОВТОРЕНИЕ Составьте рядом схемы однородных членов предложения. «удар мой верен был и скор» «удар мой верен был и скор» « и помнил я кольчуги звон, и « и помнил я кольчуги звон, и блеск ружья, и гордый блеск ружья, и гордый непреклонный взор, и молодых непреклонный взор, и молодых моих сестер» моих сестер» «узнать, для воли иль тюрьмы «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», на этот свет родимся мы», «то вдруг стихал он, то сильней «то вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине», он раздавался в тишине», «простая песня то была, но в «простая песня то была, но в мысль она мне залегла», мысль она мне залегла», как будто сам я был рожден в как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков». семействе барсов и волков».
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И.С. Тургенев.
ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1. Характеризуют предмет с одной стороны ( по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете. 2. Соединены между собой сочинительной связью. (Можно поставить союз и). 3. Равно непосредственно относятся к определяемому существительному. 4. Произносятся с перечислительной интонацией. 5. Определения- эпитеты (художественные, эмоциональные определения). НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1. Характеризуют предмет с разных сторон. 2. Непосредственно к существительному относится только ближайшее определение, а другое относится ко всему словосочетанию. 3. Между ними нет сочинительной связи. (Нельзя поставить союз и). 4. Часто неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественными и относительным).
РАБОТА С ТЕКСТОМ Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и чёрными, светлыми глазами. Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и чёрными, светлыми глазами. Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее своё платье,тщательно причёсанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно, едва отведывала кушанья, и пила воду только из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль – роль приличной и благовоспитанной барышни. Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее своё платье,тщательно причёсанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно, едва отведывала кушанья, и пила воду только из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль – роль приличной и благовоспитанной барышни. У него было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. У него было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.
САМОПРОВЕРКА Однородные определения черными, светлыми глазами, черными, светлыми глазами, приличной и благовоспитанной барышни, приличной и благовоспитанной барышни, Неоднородные определения: смугловатого круглого лица, смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, с небольшим тонким носом, большими мягкими глазами, большими мягкими глазами, мягкими курчавыми волосами, мягкими курчавыми волосами,
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО Составьте 5 словосочетаний с неоднородными определениями Составьте 5 словосочетаний с неоднородными определениями Составьте 5 словосочетаний с однородными определениями
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, ловок, послушен. (А. Куприн.) Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, ловок, послушен. (А. Куприн.) Язык- орудие мышления. Обращаться с языком кое- как- значит и мыслить кое-как: неточно, неверно. Язык- орудие мышления. Обращаться с языком кое- как- значит и мыслить кое-как: неточно, неверно. (А. Толстой.) (А. Толстой.) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.Тургенев.) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.Тургенев.) 1. Перепишите высказывания писателей о русском языке, найдите однородные и неоднородные определения. 2. Произведите морфологический разбор слов певуч и русский. 3. Объясните постановку тире во втором высказывании.