Урок литературы в 6 классе « Судьба героев А.И. Куприна «Чудесный доктор» Подготовила: Учитель литературы филиала МБОУ СОШ с.Троекурово в с.Урусово с.Троекурово в с.Урусово Чаплыгинского района Липецкой области Трифонова С.В.
Цели урока: 1. повторить понятие «жанр святочного рассказа»; 1. повторить понятие «жанр святочного рассказа»; 2. продолжить знакомство с понятием «контраст»; 2. продолжить знакомство с понятием «контраст»; 3. помочь учащимся научиться сопереживать героям; 3. помочь учащимся научиться сопереживать героям; 4. развивать навыки анализа текста. 4. развивать навыки анализа текста.
Оборудование урока: а) портрет А.И. Куприна; б) портрет Н.И. Пирогова; в) иллюстрации к рассказу « «Чудесный доктор».
Методические приёмы: беседа по вопросам; беседа по вопросам; комментированное чтение – пересказ; комментированное чтение – пересказ; работа с текстом. работа с текстом.
Рождественский рассказ - небольшое произведение, в котором повествуется о судьбе, поступках и мыслях героев в соответствии с евангельскими заповедями. Действия таких рассказов приурочено к Рождественским праздникам, в них описываются чудесные, но не фантастические события, которые помогают герою в его трудной судьбе, в безвыходной, казалось бы, ситуации. Эти рассказы всегда имеют счастливый конец.
Комментированное чтение-пересказ Анализ эпизода Анализ эпизода «Мальчики у витрины магазина»
Гипербола «целые горы красных крепких яблоков и апельсинов», «правильные пирамиды мандаринов». «целые горы красных крепких яблоков и апельсинов», «правильные пирамиды мандаринов».
Эпитеты «красных крепких яблоков», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала». «красных крепких яблоков», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала».
Контраст «пирамиды нежно золотившихся мандаринов» рядом с блюдами, на которых протянулись, «уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копчёные и маринованные рыбы». «пирамиды нежно золотившихся мандаринов» рядом с блюдами, на которых протянулись, «уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копчёные и маринованные рыбы».
Контрастные ряды однородных членов «прекрасные магазины, сияющие ёлки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, весёлый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам» «прекрасные магазины, сияющие ёлки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, весёлый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам» «пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещённые косогоры… ветхий дом, тесный и грязный двор, помойная яма, подвал, темнота» «пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещённые косогоры… ветхий дом, тесный и грязный двор, помойная яма, подвал, темнота»
Художественные приёмы Гипербола Гипербола Эпитеты Эпитеты Контраст Контраст Контрастные ряды однородных членов Контрастные ряды однородных членов
Задание Запишите контрастные слова. Запишите контрастные слова. Богатство – бедность; Богатство – бедность; радость – горе; радость – горе; рай – ад. рай – ад.
Задание Найдите в тексте описание подземелья. Что мы узнаём о семье Мерцаловых из этого описания? Найдите в тексте описание подземелья. Что мы узнаём о семье Мерцаловых из этого описания? Почему семья Мерцаловых оказалась в таком бедственном положении? Почему семья Мерцаловых оказалась в таком бедственном положении? Пытался ли Мерцалов бороться с нищетой? Пытался ли Мерцалов бороться с нищетой?
Пейзаж Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины. Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины.
Портрет Мерцалова Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щёки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щёки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца.
Портрет доктора Старик небольшого роста, в тёплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Старик небольшого роста, в тёплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Голос у него был мягкий, ласковый, старческий. Голос у него был мягкий, ласковый, старческий. … умное, серьёзное лицо с седыми баками … … умное, серьёзное лицо с седыми баками … В необыкновенном лице незнакомца было что-то спокойное и внушающее доверие… В необыкновенном лице незнакомца было что-то спокойное и внушающее доверие…
Последний портрет Н.И.Пирогова
Н.И. Пирогов ( гг.) Врач, основоположник военно-полевой хирургии. Он участвовал в обороне Севастополя ( гг.) во время Крымской войны в качестве доктора, первым применил наркоз во время операции на поле боя. Ему принадлежат многие открытия в области хирургии, он автор медицинских книг и атласов. Кроме того, он оставил заметный след и на другом поприще – педагогике, в народном образовании. Врач, основоположник военно-полевой хирургии. Он участвовал в обороне Севастополя ( гг.) во время Крымской войны в качестве доктора, первым применил наркоз во время операции на поле боя. Ему принадлежат многие открытия в области хирургии, он автор медицинских книг и атласов. Кроме того, он оставил заметный след и на другом поприще – педагогике, в народном образовании.
Творческая работа Догадайся, к какому эпизоду каждая из иллюстраций. Догадайся, к какому эпизоду каждая из иллюстраций. Озаглавь иллюстрацию. Озаглавь иллюстрацию.
Ответь на вопросы: Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи, на личность Григория Мерцалова? Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи, на личность Григория Мерцалова? Согласны ли вы с тем, что «то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»? Согласны ли вы с тем, что «то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
Итог урока Никогда не надо отчаиваться, на свете есть добрые люди, встреча с которыми может стать настоящим чудом. Никогда не надо отчаиваться, на свете есть добрые люди, встреча с которыми может стать настоящим чудом.
Буклеты Судьба героев рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор» Авторы проекта: Авторы проекта: Сопельняк Валерия Сопельняк Валерия Мещерякова Виктория Мещерякова Виктория
Список используемой литературы Серия «Библиотека младшего школьника», в который вошли рассказы А.И.Куприна «Слон», «Ю-ю», «Белый пудель» и др. Серия «Библиотека младшего школьника», в который вошли рассказы А.И.Куприна «Слон», «Ю-ю», «Белый пудель» и др. «Слон и другие истории» из серии «Книги – мои друзья». «Слон и другие истории» из серии «Книги – мои друзья». А.И.Куприн «Чудесный доктор». А.И.Куприн «Чудесный доктор».
Использованные дополнительные материалы Сведения о Н.И. Пирогове из интернет- Сведения о Н.И. Пирогове из интернет- источника «Википедия». источника «Википедия».
Интернет-источники Портрет Н.И.Пирогова Портрет Н.И.Пирогова Куприн Куприн Иллюстрации Иллюстрации В буклетах использованы В буклетах использованы