Конспект урока по литературе в 11 классе. Митрофанова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Викторина п о р ассказу А. И. Солженицына « Матрёнин д вор ».
Advertisements

АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН «МАТРЕНИН ДВОР» «Не стоит село без праведника» Подготовила учитель литературы МОУ «Гимназия 2» Маврина Наталья Александровна.
Урок - аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор») Мельшиан Наталия Эдуардовна, учитель русского.
В. Распутин Уроки французского. Истинное добро бескорыстно.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
Работу выполнила Ученица 6 класса МОУ Покровской ООШ Цивильковой Елены.
А. И. Солженицын. О Солженицыне. vaynah.su представляет.
«Слишком трудно писать из такой оглушительной дали….» К.Симонов Фронтовое письмо.
Проект на тему: Жизнь моей прабабушки после войны Ученицы 7 л 5 класса Нечепуренко Ани.
Тема урока : «Жить не по лжи» Проблема нравственного выбора в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор»
Работу выполнила : ученица 4 класса Машинец Алена Руководитель : Мащенкова Марина Алексеевна Павловка 2014 г.
Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно. А. Приставкин
« Противостояние А.И.Солженицына государственной власти» Автор – Дороганова Галина Викторовна, учитель литературы МОУ СОШ 2 города Карасука.
Ю.Бондарев. О радистке Верочке. Из повести «Батальоны просят огня» Ольга Михайловна Кылосова Учитель русского языка и литературы НОУ «Школа «Альфа и Омега»
Читательская конференция «Праведник и пророк» (по жизни и творчеству А.И.Солженицына) Авторы: Шляхтенко Екатерина, Величковская Екатерина, Величковская.
Александр Исаевич Солженицын - писатель, публицист, поэт и общественный деятель, академик Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии в области.
А. И. Солженицын ( ) ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ МОУ города Кургана «Гимназия 47» учитель русского языка и литературы высшей категории Чернышова А.А.,
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. ГИА по русскому языку. 9 класс Задания взяты из книги Бароновой М. М. Русский язык : Полный справочник для подготовки к ГИА. – М.:
Восходят рассветы, сгорают закаты. Они сражались за родину. Работу выполнили: ученики 9 класса Талдыкина Мария и Агудин Александр. Руководитель: Агудина.
Очерки посвящены освоению Сибири, жизни геологов и строителей.
Транксрипт:

Конспект урока по литературе в 11 классе. Митрофанова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ средняя общеобразовательная школа 1 г.Твери

Солженицын Александр Исаевич родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. В 1941 году окончил физико- математический факультет Ростовского университета. В 1939 поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и искусства, однако из-за войны его не окончил. Участник Великой Отечественной войны.

Рассказ «Матренин двор» написан Солженицыным в 1959 году, впервые опубликован в 1963-м году в журнале «Новый мир». Первоначальное его название – «Не стоит село без праведника». Но во избежание тогдашних цензурных препятствий по совету А. Т. Твардовского оно было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе (1956) заменен автором на «Матрёнин двор» - одно из первых произведений той части деревенской прозы, которую представляют очерки В. Овечкина, книги Е. Дороша, Ф. Абрамова. В центре рассказа – судьба деревенской женщины. Основной смысл его – нравственно-духовный.

В размеренных, колоритных зарисовках постепенно предстаёт перед читателями образ не только одинокой и обездоленной женщины, но и редкого человека с безмерно доброй, щедрой и бескорыстной душой. Похоронившая шестерых детей, потерявшая на фронте мужа, больная, Матрена не утратила способности откликаться на чужую нужду. Ни одна пахота в деревне не обходилась без неё. Вместе с другими женщинами впрягалась она в соху и тащила её на себе. Ни одной родственнице, близкой или дальней, не могла Матрёна отказать в помощи, оставляя часто свои неотложные дела. Не без некоторого удивления рассказчик подмечает и то, как искренне радуется она чужому хорошему урожаю, хотя у самой на песке никогда такого не бывает. Ничего, в сущности, не имея, эта женщина умеет отдавать. Она смущается и волнуется, стараясь угодить своему постояльцу: варит ему в отдельном котелке картошку покрупнее – это лучшее, что у неё есть.

Во второй и третьей частях характер Матрены дан в сопоставлении с другими персонажами, и прежде всего - с Фадеевым, человеком, которого она любила. В рассказе нет явной антитезы, но читатель не может не заметить, как в испытаниях жизни по-разному проявляется истинная человеческая сущность каждого из героев. В самые юные годы судьба круто обошлась с Матрёной: не дождалась она своего любимого, пропавшего на войне без вести. Смерть матери Фаддея, сватовство его младшего брата как бы определили её судьбу. И она решилась войти в тот дом, где, казалось, уже давно и навсегда поселилась её душа. И всё же не о себе думала тогда Матрёна - "Мать у них умерла... Рук у них не хватало". Понял ли её жертвенность вернувшийся вскоре из венгерского плена Фаддей? Страшная, жестокая его угроза: "...если б то не брат мой родной - я бы вас порубал обоих", - о которой спустя десятилетия вспоминает Матрёна, заставляет содрогнуться её постояльца. Десять лет воспитывала Матрёна "кровиночку Фаддея" - его младшую дочь Киру. Сама и замуж выдала. Своей воспитательнице отдаёт она горницу. Нелегко решиться ломать дом, в котором прожила сорок лет. И хотя для неё самой это означает конец жизни, не жалко ей горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда".

Однако всё заканчивается трагично: погибает Матрёна, а вместе с нею один из сыновей Фаддея и тракторист. Писатель рисует потрясение людей от произошедшего на железнодорожном переезде. И только один Фаддей всецело поглощен другим – стремлением спасти брошенные брёвна горницы. Именно это «терзало душу чёрнобородого Фаддея всю пятницу и всю субботу»: «Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал погибший сын, на той же улице – убитая им женщина, которую любил когда-то, - Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и козней Матрёниных сестёр».

В сострадательном и негодующем тоне рассказа как бы звучит этот вопрос. Ответ же заключён в самом сопоставлении героев: Как бы тяжела и неотвратима ни была судьба, она только ярче проявляет меру человеческого в каждом из людей. Содержание рассказа убеждает, что идейно-художественные искания Солженицына находятся в сфере христианско-православного мировоззрения. Разные стороны жизни русской деревни 50-х годов отражены им в рассказе, но нравственно- духовное содержание является нём доминирующим.Героиня Солженицына неистова набожна, хотя рассказчик подмечает, что никогда даже не видел, чтобы она молилась. Но все поступки и помыслы Матрёны как бы освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Вот почему такое разное отношение к ней у людей. Все отзывы золовки, например, неодобрительны: «…и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала…и глупая, помогала чужим людям бесплатно…И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением». Но такая чудная Матрёна хоть и немногим, но была дорога. Сын Фаддея признаётся квартиранту, что очень любит свою тётю. Безутешна в горе воспитанница Кира.

В рассказе, кроме образа автора, писатель создаёт и образ рассказчика, который даёт ярко выраженную оценку происходящему. Например, оказавшись в поисках жилья в доме Матрёны, он вдруг понял, что уже некуда отсюда не уйдёт. И читатель догадывается, что «пришелец» внутренне, интуитивно уже расположен к Матрёне. И далее он оценивает хозяйку дома прямо, не скрывая своего отношения к ней. «Не похожая на других», «незаурядная», «особенная» – такие определения выбирают для оценки героинь, подобных Матрёне. Но лучше и точнее сказал о ней сам писатель: «Все жили рядом, с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник без которого, по пословице не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Список используемой литературы 1)Агеносов В.В Русская литература хх века. 2)Чалмаев В. Александр Солженицын: Жизнь и творчество 3)Иванова Н. Точка зрения. О прозе последних лет 4)Оттепель Странницы Русской Советской литературы. Составил С.Чуприн