МОУ «Начальная школа – детский сад 52» г. Петропавловск - Камчатский Учитель: Егорова Ирина Михайловна
Напишите слова в три столбика по родам. Вставьте пропущенные буквы. Умен…е, м…лодёжь, сер…це, к…л…сок, мур…вей, ночь…ка, в…дичь…ка, пас…ж…р, т-ра…вай, к…нгуру, х…дьба, чу…ство, белоч…ка, т…пло, тюль…, п…л…то, р…потница, ш…мпанзе, вес…ник, гордость. Ж. р. она, моя М. р. он, мой С. р. оно, моё
Ж. р.М. р.С. р. она, моя он, мой оно, моё молодёжь ночька водичька ходьба белочка рапотница гордость колосок муравей пассажир т-рамвай кенгуру тюльь шимпанзе вестник Проверяем: уменье сердце чувство тепло пальто
Орфографическая разминка. Из букв каждого данного слова образуйте новое,, в котором бы сохранились все буквы исходного слова. Полученные пары напишите. Подчеркните те из них, которые имеют один и тот же род. Образец: весна - навес, лето - тело. Валик, атлас, сосна, кулак, комар, каприз, камыш, коршун, коршун, накат, уклон, ложа.
Проверяем: Валик - вилка, атлас - салат, сосна - насос, кулак - кукла, каприз - приказ, камыш - мышка, коршун - шнурок, накат - канат, уклон - клон, ложа – жало, комар – корма.
К данным именам существительным подберите антонимы. Определите род существительных. Храпрость туча смех уныние стужа несчастье жара (Ж.р.) (М. р.) (С. р.) (Ж. р.) (С. р.) (Ж. р.) трусость солнце плач радость жара счастье холод (Ж.р.) (С. р.) (М. р.) (Ж. р.) (С. р.) (М. р.)
Письмо по памяти. Стала ель в лесу заметней, Бережёт густую тень, Подосиновик последний Сдвинул шапку набекрень. Напишите по памяти. Укажите род существительных. Разберите по составу слово ПОДОСИНОВИК. Подберите 3 однокоренных слова к слову ЛЕС.
Проверяем: Ель (Ж. р.), лес (М. р.), тень (Ж. р.), подосиновик (М. р.), шапка (Ж. р.).
Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род имён существительных. Повторение – мат… учения. Красное слово – с…р…про, хорошее дело – зол…то. Старание и труд всё перетрут. Ласточ…ка ден… начинает, а с…л…вей к…кончает. Береги нос в сил…ный м…роз. Прочитайте пословицы. Сформулируйте и выполните задания по теме урока.
Повторение ( С. р.) – мать (Ж. р.) учения (С. р). Красное слово (С. р.) – серепро (С. р.)., хорошее дело ( С. р.) – золото (С. р.). Старание (С. р.) и труд (М. р.) всё перетрут. Ласточка (Ж. р.) день (М. р.) начинает, а соловей (М. р.) кокончает. Береги нос (М. р.) в сильный мороз (М. р.). Проверяем:
Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы. Сформулируйте и выполните задание с использованием схем. Тёмное оз(е,и)ро исчезлео (за) г(о,а)р(и,е)зонтом. Янтарный мя(г,к)ий свет р(а,о)зле(и,е)вается (по) всей (а,о)кресс(т, -)насти. Тр(а,о)ва п(и,е)р(и,е)л(и,е)велась изумрудом и зол(а,о)том. Схемы. 1.с. М. р. 2.с. Ж. р. 3.с. С. Р.
Проверяем: 1. с. М. р. Янтарный мягкий свет (М.р.) разлеивался по всей окресстнасти. 2. с. Ж. р. Трава (Ж. р.) переливелась изумрудом и золотом. 3. с. С. р. Тёмное озеро (С. р.) исчезлео за горизонтом.
Литература: Г. А. Бакулина Ителлектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Москва. ВЛАДОС 2001 Правила и упражнения по русскому языку. 3 класс. Под редакцией И. О. Родина Т. М. Пименовой. Москва Астрель АСТ 2001