«МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ» Исалева Юлия Валериевна музыкальный руководитель МБДОУ д/с 11 г. Зеленогорск, Красноярский край
Цель : Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством музыкально - дидактических пособий и игр. Задачи: Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор. Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей. Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях. Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
Типы дидактических игр: подвижные хороводные настольные Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: обучающей задачи; содержания; правил; игровых действий.
Виды музыкально-дидактических игр: для развития звуковысотного слуха; на развитие чувства ритма;на развитие тембрового слуха;на развитие диатонического слуха;на развитие памяти и слуха;на развитие детского творчества
Все пособия условно разделены на три группы: Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (весёлая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш) Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности.
Применение музыкально-дидактических пособий и игр: в процессе пения; в процессе слушания музыки; в процессе ритмических движений; в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Для развития звуковысотного слуха были изготовлены игры: «Музыкальные птенчики», «Три медведя», «Пчёлки» и др.
Для развития чувства ритма были изготовлены следующие игры: «Рыбки», «Лягушка», «Гусеница».
Музыкально – дидактические игры на определение характера музыки: «Песня, танец, марш», «Три цветка», «Музыкальный кубик»
Диагностика развития музыкально – сенсорных способностей
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.
Список литературы: 1. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. М.: Просвещение, с. 3. Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, – 96 с., ил. 4. Янковская О. П. Дидактические игры в детском саду: Научно – методическое пособие. К.: Сов. школа, 1985