«Мелодией одной звучат печаль и радость…» Учитель музыки МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Балашовского района Саратовской области Поликарпова Елена Евгеньевна
Цель урока: углубить представления учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки. Задачи: - показать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них; - познакомить с понятием «баркарола», как жанром вокальной и фортепианной музыки; - развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности.
Актуализация знаний. ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА. ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella.
Г.В. Свиридова СЛУШАНИЕ «Романса» Г.В. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель» -Кто автор послушанного произведения? - Что это было за произведение? Кто автор? -На чьё произведение был написан романс Г.Свиридова?
I Изучение нового материала. СЛУШАНИЕ: «Вокализ» С.В. Рахманинова / /
Работа в группах по выявлению восприятия музыки 1. Задания группам - Какое настроение создаёт это произведение у слушателей? -Давайте сравним «Романс» Г. Свиридова и «Вокализ» С. Рахманинова -Что общего у этих произведений? (работа в группах) Выступление представителей групп. 2. Выступление представителей групп. ВЫВОД: выразительные возможности музыкального языка чрезвычайно широки, многообразны и охватывают сферу чувств человека
БАРКАРОЛА. СЛУШАНИЕ: «Песня венецианского гондольера» Ф. Мендельсона СЛУШАНИЕ: «Венецианская ночь» М. Глинки
РАБОТА В ГРУППАХ по выявлению восприятия музыкальных произведений Задание 1 группе -Вы прослушали баркаролы Ф. Мендельсона и М. Глинки. Что общего заметили? Задание 2 группе -Что напоминают мелодии этих произведений?
Зарядка для глаз по технологии В. Ф. Базарного
БАРКАРОЛА БАРКАРОЛА- род музыкального или вокального произведения мелодического характера в медленном темпе, связанное с изображением катания на лодке.
Домашнее задание. В творческой тетради написать небольшое высказывание по произведениям » М.И. Глинки («Венецианская ночь» и А. Мордвинова «Итальянский пейзаж», сравнить настроение романса («Венецианская ночь» М.И. Глинки) с настроением картины «Итальянский пейзаж» А. Мордвинова.
Подведение итогов. МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА: - С какими жанрами музыки мы познакомились? - - Под каким названием перешла форма романса в инструментальную музыку? - - Кто был автором этого названия? - - С каким произведением Ф. Мендельсона мы познакомились на уроке? - К какому жанру это произведение относится? - С какой вокальной баркаролой мы познакомились?
Рефлексия. Удался ли урок? Интересен ли он был? Что было сложным и непонятным? Может ли музыка звучать как исповедь души человека?
Самооценка и оценивание учебной деятельности учащихся учителем. Алгоритм самооценки. Всё ли ты запомнил, о чём говорилось на уроке ? Был ли ты активен на уроке ? Были ли твои ответы безошибочны ? Была ли твоя речь правильной, последовательной, выразительной ?
Использованные источники Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя.-М.:Просвещение, Зарубежная классическая музыка 423d1db141a3/?interface=teacher&class[]=49&subject[]=33 Произведения искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи (N ) 909ef5813fdc/?interface=teacher&class[]=42&class[]=44& subject=33 Русская классическая музыка (N 22638) 552f31d9b164/?interface=teacher&class=43&subject=33