Кто не слышал о Египетских пирамидах, Висячих садах Вавилона, Колоссе Родосском или храме Артемиды в Эфесе? Эти и другие замечательные памятники древности, известные всем как Семь чудес света, приводили в восторг современников. "Семью чудесами света, так почти дословно пишется во всех научных справочниках, - считаются творения, которые своими техническим или художественным совершенством вызывали восхищение людей прошлых веков". Цель нашего заочного путешествия заключается в знакомстве с древними чудесами света, развитии эстетического вкуса, расширении представлений о культуре древнего мира. Для полного рассмотрения этого вопроса мы познакомимся с каждым из семи чудес света. Это египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса Олимпийского, мавзолей в Галикарнасе, колосс Родосский, Маяк на острове Фарос. Я приглашаю вас в путешествие по всем чудесам света.
Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытии сделали учёные на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей ещё в древности, были пирамиды - эти удивительные искусственные горы - гробницы древних египетских царей. Путешественникам, плывшим по жёлтым водам Нила, всегда бросалась в глаза резкая грань там, где Нильскую долину с её зелеными полями и финиковыми рощами сменяют горячие пески мёртвой Ливийской пустыни. Они словно вырастают из песков пустыни - колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из кубиков. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжёлым и бесполезным трудом - созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть в своих недрах мертвое тело египетского царя.
Правитель Вавилона по имени Навуходоносор был известен как жестокий деспот и тиран. Но и у деспотов бывают, порой, свои слабости. Слабостью жестокого Навуходоносора была его молодая жена, мидийская принцесса Семирамида. Она очень страдала в пыльном и грязном Вавилона по зелени и свежему воздуху. Вавилонский царь решил здесь, в центре знойной долины, создать зеленый оазис. Сады, созданные строителями Вавилона, были четырехъярусными. Своды ярусов опирались на колонны высотой двадцать пять метров. Платформы ярусов, сложенные из плоских каменных плит, были устланы слоем камыша, залитого асфальтом и покрытого листьями свинца, чтобы вода не просочилась в нижний ярус. Поверх этого был насыпан слой земли, достаточный для того, чтобы здесь могли расти большие деревья. Ярусы, поднимаясь уступами, соединялись широкими пологими лестницами, выложенными цветной плиткой. Над стометровыми стенами Вавилона поднялась зеленая шапка деревьев. С верхнего яруса рабы день и ночь качали воду из Евфрата. Но вид вокруг оставался по-прежнему серым и унылым. Царь доказал свою любовь... Но была ли счастлива царица? Вавилон захирел после распада империи Александра Македонского. Дворец Навуходоносора был разрушен наводнением. Рухнули колонны, обвалились платформы и лестницы висячих садов. Растительность погибла еще раньше: некому было качать воду из Евфрата...
Храм располагался в Эфесе, находящемся сегодня на территории Турции рядом с известным курортом Кушадасы. Это к Юго-западу от Измира, к югу от Бурсы, к северу от Мармариса и к востоку от Памуккале. Хотя основание храма Артемиды (Артемсиона) относится к седьмому столетию до нашей эры, само здание было построено в 550 г. до н.э. Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, обнесенное со всех сторон двойной колоннадой из 127 колонн. Сведений об украшении храма не сохранилось. Уникален способ постройки храма. Он был возведен на болотистой почве, и необычность выбора места объяснялась стремлением строителей избежать разрушения храма в результате частых землетрясений и пожаров. По мысли архитектора Херсифрона, мягкая болотистая почва служила амортизатором при землетрясениях, а для того, чтобы предотвратить осадку огромного каменного здания, было решено заполнить котлован смесью древесного угля и шерсти. Храм служил в качестве рынка и религиозного учреждения. Довольно долго святилище посещещалось торговцами, туристами, ремесленники, и королями, которые приносили дары богине. Во время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище. Всё, что осталось от храма сегодня
Почти 3000 лет назад Олимпия была важным религиозным центром Юго-Западной Греции. Древние греки поклонялись Зевсу, царю богов, и проводили там празднества в его честь, которые включали в себя спортивные соревнования. Первые Олимпийские игры, как их стали называть, были проведены, вероятно, в 776 г. до н.э. После этого игры проводились раз в четыре года на протяжении 1100 лет. Они имели большое значение; на время игр прекращались все войны, чтобы не мешать участникам и зрителям добраться до места В V веке до н.э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 гг. до н.э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор Фидий. Зевс восседал на троне, инкрустированном черным деревом и драгоценными камнями. Законченная статуя достигала 13 м в высоту и почти касалась потолка храма. Создавалось впечатление, что если бы Зевс встал, он снес бы крышу. Вдоль стен соорудили площадки для зрителей, чтобы люди, поднявшись на них, могли увидеть лицо бога. После своего завершения в 435 г. до н.э. статуя на протяжении 800 лет оставалась одним из величайших чудес света.
Мавзолей в Галикарнасе (современник храма Артемиды) был построен для захоронения карийского правителя Мавсола (или Мавзола, отсюда и название, ставшее впоследствии нарицательным - мавзолей). Он царствовал 24 года и проявил себя как жестокий и властный правитель, выжимавший соки из подвластных ему народов. Единственным человеком, который на самом деле любил жестокого царя, была его жена Артемисия. Историки пишут, что после его смерти она была так убита горем, что повелела смешать пепел сожженного трупа с благовониями и водой и выпила этот «напиток». Не считаясь с никакими издержками, она повелела выстроить для него грандиозную гробницу, которая и была причислена к 7 чудесам света. Артемисия умерла через два года после своего возлюбленного мужа и была похоронена рядом с ним. Что же представлял собой мавзолей? Это было почти квадратное здание, первый этаж которого, собственно, и был усыпальницей Мавсола и Артемисии. Снаружи эта усыпальница, площадью 5 тыс.кв.метров и высотой ок.20 метров, была выложена плитами белого мрамора. По верху первого этажа шел фриз работы великого скульптора Скопаса, на котором был изображен бой эллинов с амазонками. На втором этаже, окруженном колоннадой, располагались жертвоприношения, крышей служила пирамида, на вершине которой стояли скульптуры Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной четверкой коней. Усыпальница простояла почти 2 тысячи лет и была разрушена только в 16 веке.
К числу семи чудес света относится и огромная статуя Аполлона, возведенная на острове Родос в Эгейском море в ознаменование снятия осады с Родоса ( до н.э; по другим сведениям до н.э.). Она была отлита из бронзы. Ее высота составляла 36 м и почти на треть превышала статую Зевса. Колосс рос на берегу гавани на облицованном белым мрамором искусственном холме. Двенадцать лет никто не видел статуи, потому что, как только на каркас прикреплялся очередной пояс бронзовых листов, подсыпали окружавшую колосс насыпь, чтобы мастерам удобнее было подниматься наверх. И только когда насыпь была убрана, родосцы увидели своего бога-покровителя, голову которого украшал лучистый венец. Сверкающий бог был виден за много километров от Родоса, и вскоре молва о нём распространилась по всему античному миру. Установленная при входе в гавань, статуя Колосса Родосского служила маяком и воротами: между ее ног проходили парусные корабли. Но уже через полвека (в 224 году до н.э.) сильное землетрясение, разрушившее Родос, повалило колосса на землю, самым уязвимым местом статуи оказались колени. Отсюда и пошло выражение "колосс на глиняных ногах". Тысячу лет лежал расколотый колосс у Родоса, пока в 977 году нуждавшийся в деньгах арабский наместник не продал его одному купцу. Купец, чтобы отвезти колосса на переплавку, разрезал его на части и нагрузил бронзой 900 верблюдов.
Гавань Александрии, пожалуй, самая деловитая и оживлённая во всём мире, была неудобной. Нил несёт массу ила, на мелководье среди камней и мелей требуются умелые лоцманы. Чтобы обезопасить мореплавание, решено было построить маяк на острове Фарос, на подходе к Александрии. В 285 году до нашей эры остров соединили с материком дамбой, и архитектор Сострат Книдский приступил к работам. Строительство заняло всего пять лет: Александрия была передовым техническим центром и самым богатым городом мира, к услугам строителей были громадный флот, каменоломни и достижения учёных. Маяк получился в виде трёхэтажной башни высотой 120 метров. В основании он был квадратом со стороной тридцать метров, первый шестидесятиметровый этаж башни был сложен из каменных плит и поддерживал сорокаметровую восьмигранную башню, облицованную белым мрамором. На третьем этаже, в круглой, обнесённой колоннами башне, вечно горел громадный костёр, отражавшийся сложной системой зеркал. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, такой пологой и широкой, что по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряжённые ослами. Маяк был и крепостью - форпостом Александрии и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу. На башне находилось множество остроумных технических приспособлений: флюгера, астрономические приборы, часы.
Говорить о чудесах в начале XXI века - задача, которая может показаться трудной и неблагодарной. Чем можно удивить, чем можно поразить воображение человека, на глазах у которого осуществляются все мечты, когда-либо созданные самой смелой человеческой фантазией? Только в начале XX века зародилась авиация, и смешные, беспомощные, похожие на этажерки аэропланы с трудом оторвались от земли, а через лет человек уже овладел самыми разнообразными ракетами, и космические корабли один за другим ринулись за пределы нашей планеты. Если несколько лет назад взлёт человека в космической ракете казался неповторимым подвигом, а сочетание достижений науки и человеческого мужества поразило весь мир, то уже наступил день, когда человек впервые в истории существования нашей планеты вышел из корабля в космическое пространство. И когда завтра человеческая нога ступит на поверхность Луны, это будет казаться естественным для тех, кто будет жить в этом завтра.