А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. ПОЭМА « ВАСИЛИЙ ТЕРКИН ». ЗАМЫСЕЛ И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ЖАНРОВОЕ И ИДЕЙНО - КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Подготовила Бут Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Цели урока познакомить с жизнью и творчеством А. Т. Твардовского ; дать понятие творческого замысла ; познакомить с историей создания поэмы « Василий Тёркин »; развивать речь ; воспитывать литературный вкус, чувство патриотизма.
Эпиграф « Теркин » был для меня... моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю. А. Твардовский
Проблемный вопрос Что дало возможность Твардовскому сказать, что поэма, традиционно лироэпическое произведение, является и лирикой, и публицистикой, и песней ?
Работа со статьёй учебника Расскажите о прототипе героя поэмы Василии Теркине. Каковы особенности композиции поэмы ? Чем они объясняются ? Как встретили книгу Твардовского читатели ? В чем видел поэт значение своей книги для себя ?
ПРИМЕРНЫЙ ТЕЗИСНЫЙ ПЛАН а )« Теркин лицо вымышленное... плод воображения, созда ние фантазии ». б )« Принцип композиции и стиля стремление к известной законченности каждой отдельной части, главы », так как читатель мог быть и незнаком с предыдущими главами, « мог и не дождаться... следующей главы ; он был там, где и герой, на войне ». в )« Работа моя встречена хорошо !» г ) Книга « дала ощущение законности места художника в великой борьбе народа, ощущение полезности труда ».
Словарная работа Раешный стих, раек древнейшая форма русского народного стиха со смежными рифмами. Тематика и жанры были самые разнообразные : от злободневной сатиры до веселого балагурства. Видные поэты обращались к этой форме стиха, например, А. С. Пушкин в « Сказке о попе и работнике его Балде ».
Лубок, лубочная литература в первоначальном значении прозаические или стихотворные подписи к картинкам, напечатанным с « лубка », то есть с липовой гравировальной доски, которой пользовались печатники в XVII и начале XVIII века. Подписи были нравоучительного или сатирического характера. Впоследствии печатание гравюр производилось с медных гравировальных досок, но название « лубка » за подобными печатными произведениями осталось надолго.
Поэма многочастное стихотворное произведение эпического или лирического характера. Эпос произведение объективно - повествовательного характера, Лирика выражение чувств и настроений, воплощение самых глубоких и задушевных переживаний поэта как личности, осознающей себя и свое отношение к обществу и миру в целом.
Итог урока Что нового вы узнали об А. Т. Твардовском ? Что дало возможность Твардовскому сказать, что поэма, традиционно лироэпическое произведение, является и лирикой, и публицистикой, и песней ?
Домашнее задание : Прочитать все главы поэмы по хрестоматии. Опережающее задание начать чтение всей поэмы к последнему уроку, начать подготовку к конкурсу чтецов не только отдельных глав или их фрагментов, но и авторских композиций и инсценировок.
Источники Б.И.Турьянская, Л.Н.Гороховская. Литература в 8 классе. Урок за уроком. М. «Русское слово»2002 И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе 8 класс. М. « ВАКО» jpg