Тестирование по русскому языку по теме «Синтаксис и пунктуация» 5 класс Презентацию подготовила Ермилова Людмила Серафимовна, учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» , п.Вейделевка, ул.Центральная, д.30, тел.: ,
Цели: систематизировать и обобщить знания по теме «Синтаксис и пунктуация»;систематизировать и обобщить знания по теме «Синтаксис и пунктуация»; развитие логического мышления;развитие логического мышления; привитие навыка анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать;привитие навыка анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать; повторить правила постановки знаков препинания в сложном предложении, в предложениях с прямой речью.повторить правила постановки знаков препинания в сложном предложении, в предложениях с прямой речью.
1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены): Вариант Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать. 2. Сад отцветал и темнел. 3. А дорога расстилается и шумит густая рожь. 4. Лучи солнца греют лицо и руки. Вариант Река была неглубокая и широкая. 2. Лес пахнет дымом и сосной. 3.Весёлые шутки и смех быстро разносились по долине. 4. Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса. со стороны леса.
2. Укажите сложное предложение, части которого связаны интонационно: Вариант Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль. 2. Дремлет лодочник у перевоза, обступила кругом тишина. 3. Всё живое тянется к воде, и всем вода дарит жизнь. 4. Солнце сияло и грело, но не пекло. Вариант С вечера подморозило, лужи покрылись тонким льдом. 2. Зацвёл багульник, и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнём. 3. Весёлые шутки и смех разносились по долине. 4. Туча росла, мигала тусклыми молниями.
3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно. Вариант Музыка в траве приутихла. 2. Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя. 3. Летят над белым морем чайки, а даль туманная глуха. 4. Осень яркая, бодрящая, чарующая. Вариант Лес пахнет дубом и сосной. 2. Я шагал в соседнюю деревню. 3. Герасим запирал каморку на ключ. 4. Жаворонок ослеплён в небе солнцем.
4. Укажите предложение, которое начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены): Вариант Что это за собака? воскликнула она вдруг. 2.Муму! отвернулся Герасим и промычал ещё раз. 3. Отнесите ее вон ппроговорила изменившимся голосом старуха. 4. Барыня сказала Принесите ей что-нибудь поесть. Вариант 2. Вариант 2. 1.Девки, девки, простонала барыня. 2. А ты небось лучше? подумал Капитон про себя 3. Дворецкий крикнул ему вслед Ты-то сам согласен? 4. Что прикажете, Гаврила Андреич?проговорила Татьяна тихим голосом 4. Что прикажете, Гаврила Андреич? ппроговорила Татьяна тихим голосом
5. На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые: Вариант 1. В траве по опушкам прячутся крепкие боровики (1) розовеют под палым листом мокрые сыроежки (2) краснеют по кочкам важные мухоморы (3) ярко желтеют на мху золотые лисички. 1)1 2)2,3 3) 1,2, 3 4)1,3 Вариант 2 Лежит на небе туча (1) вздыхает (2) и ворчит(3) а маленькая тучка копытцами стучит. Лежит на небе туча (1) вздыхает (2) и ворчит(3) а маленькая тучка копытцами стучит. 1)1 1)1 2)2,3 2)2,3 3)1,3 3)1,3 4) 1,2, 3 4) 1,2, 3
6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: Вариант 1. 1) Из поземки ветерок свил серебряный шнурок и на нем привел в тайгу белогривую пургу! 2)Акулы крикнул кто-то. 3)Я люблю тебя, край мой родимый. 4)Сверкнула молния, разорванная ею тьма вздрогнула. Вариант 2. 1)Мал соловей, да хорошо поет. 2)За окном проносились перелески, поля, редкие хутора. 3)Мы посадили в саду кустарники крыжовник, смородину. 4)Среди гостей были и родные, и друзья.
7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Вариант 1. Отец взял тигренка на руки ( ) и отнес его на террасу. 1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. 2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая. 3)Сложное предложение, перед союзом и нужна запятая. 4)Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна. Вариант 2. Солнце уже спряталось ( ) и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. 1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. 2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая. 3)Сложное предложение, перед союзом и нужна запятая. 4)Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна.
8. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением: Вариант Льдины медленно проплывали по реке. 2. Они сталкивались и натыкались на берега. 3. На них с высокого берега смотрели ребята. Вариант В небе блистают россыпи звезд. 2. Оно кажется волшебным и манит к себе. 3. Чудная картина ночного неба завораживает каждого.
9. Найдите предложение с однородными сказуемыми: Вариант Из морских водорослей люди готовят вкусные кушанья и корм для скота. 2. Пришла осень без красок и кисти и перекрасила все листья. 3. По морям плавают пассажирские и грузовые суда. Вариант 2 1. Зимнее солнце светит, но не греет. 2. Хорошо летом отдыхать и в лесу, и на реке. 3. Снег кружится в воздухе медленно и бесшумно.
10. Какое сочетание слов является словосочетанием: Вариант кушанья и корм 2. пришла осень 3. пассажирские суда 4. синие и красные Вариант 2 1. зимнее солнце 2. легко и весело 3. снег кружится 4.берёзовые и кленовые
11. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании: Вариант 1. в кромешной тьме 1. согласование 2. управление 3. Примыкание Вариант 2 тяжело вздохнул 1. согласование 2. управление 3. примыкание
12. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании: Вариант 1. оплатить проезд 1. согласование 2. управление 3. примыкание Вариант 2 опытный тяжелоатлет 1. согласование 2. управление 3. примыкание
13. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании: Вариант 1. улыбнулся приветливо 1. согласование 2. управление 3. примыкание Вариант 2. вспомнил о доме 1. согласование 2. управление 3. примыкание
14. Укажите схему сложного предложения: Вариант [- =], однако [- =]. 2. [- =]. 3. [- =, =,]. Вариант [- =, =,]. 2. [- =]. 3. [- =], но [- =].
Вариант I Вариант II – – 4 5 – 3 6 – – 1 12 – 2 13 – – 3 5 – 3 6 – – 3 12 – 1 13 – Проверь себя
Используемые ресурсы: 1.В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, Н.В.Дрозд. Русский язык: сборник заданий. 5 класс.– М.: Дрофа, html Репетитор. Русская орфография и пунктуация. Авт. А.В.Сухотинская – М.: Высш. шк., 1994