Диалоговые технологии в воспитательном процессе Когда учителя перестанут учить, ученики наконец смогут учиться. Ларошфуко Плохой педагог преподносит истину, хороший учит её находить. Дистервег
«...диалогические отношения явление гораздо более широкое, чем отношения между репликами композиционно выраженного диалога, это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение... Чужое сознание нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи - с ними можно только диалогизировать, общаться...». М.М.Бахтин
Диалоговые методы- методы активного обучения (МАО) Диалоговые методы- методы активного обучения (МАО)
МАО Мозговой штурм Анализ конкретных ситуаций (АКС) Дискуссии Игротехника
Элементы системы обучения ТрадиционноеобучениеМОА Цели Формирование ЗУН. Усвоение социального опыта. Основная нагрузка на память Сформировать умение учиться. Развивается творческое мышление. Принципы обучения Иллюстративно- объяснительный принцип. Учитель показывает свои знания. Принцип проблемности Деятельность педагога: позиция, функции Доминирование, Авторитарность (монолог) Равенство, сотрудничество, уважение друг к другу Деятельность учащегося (субъект учения) Индивидуализация обучения Группа Механизм учения Учение по готовым образцам Образец решения, действия вырабатывается самостоятельно
Традиционное обучение Учитель ученик
МАО учитель ученик
Блок – схема мозгового штурма Постановка проблемы, задачи мин. Разминка, освоение правил МШ, Включение в работу мин. Генерация идей мин. Анализ и оценка идей. Принятие решений мин
Анализ конкретных ситуаций Учебная задача Конкретная ситуация Формулируется на материале конкретной учебной дисциплины и, как правило, не требует выхода за рамки этой учебной дисциплины Носит междисциплинарный характер и для своего решения требует привлечения знаний из разных учебных дисциплин Условия задачи и вопрос, требующий решения, четко определены Необходимо самостоятельно поставить проблему, требующую решения, в условиях неопределённости Только одно решение является правильным Оптимальное решение выбирается из нескольких возможных