Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» 309720, п.Вейделевка,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подробное изложение «Воробей» (по рассказу И.С.Тургенева) Презентацию подготовила Ермилова Людмила Серафимовна, учитель русского языка и литературы МОУ.
Advertisements

Описание природы Рекомендации учителю русского языка. Данная презентация представляет собой серию картинок, которые можно использовать на любом этапе изучения.
Иван Сергеевич Соколов - Микитов родился в 1892, умер русский советский писатель. Иван Сергеевич Соколов - Микитов родился в урочище Осеки Калужской.
Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. 5 класс (2 часа) Презентацию подготовила Ермилова Людмила Серафимовна, учитель русского языка и литературы.
Главное в тексте –идея, основная мысль Михаил Пришвин Был агрономом по образованию, писателем, неутомимым путешественником-по призванию. Вот что писал.
Изложение текста с изменением лица по тексту упражнения 406 (презентация к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской)
Иван Соколов-Микитов Иван Соколов-Микитов Русский писатель- путешественник День рождения: 30 мая 1892 года День рождения: 30 мая 1892 года Место рождения:
Текст Учебное пособие по русскому языку для 7 класса. Составила Привезенцева Т. П., учитель русского языка и литературы ГОУ лицей 329 Невского района г.Санкт-Петербурга.
Урок развития речи 7 класс Учитель русского языка и литературы Михайлова Наталья Алексеевна ГБОУ школа 578 Приморского района г. Санкт-Петербург.
Автор презентации: Ивченко Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Веселовская СОШ»
Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» Р – 7 класс.
УМК «Начальная школа ХХI века». Урок русского языка в 3 классе. Сочинение – повествование с элементами описания и рассуждения. Составитель: Радченко Елена.
Что такое текст? Какие признаки текста вам известны? Что значит говорить и писать на тему? Как связываются предложения в тексте?
Подготовка к сжатому изложению по тексту К.Паустовского Подготовила учитель МОУ СОШ 2 Дудкина Т.Н.
Тема исследования: (изобразительно-выразительная роль причастий в тексте)
Сочинение – повествование с элементами описания и рассуждения.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Подробное изложение по рассказу К.Паустовского «Первый снег» 5 класс.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста БЕЛАЯ Л.Н. Подготовка к написанию части С По материалам пособия Г.Т. Егораевой «ЕГЭ. Комментарий.
Простое и сложное предложение Предложение. Ключевые слова темы: 1) предложение 2) признаки предложения 3) простое предложение 3) сложное предложение 4)
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» , п.Вейделевка, ул.Центральная, д.30, тел.: , Обучающее изложение «Вечер в лесу» (по фрагменту рассказа И.С.Соколова-Микитова) Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В.Бабайцевой Презентацию подготовила Ермилова Людмила Серафимовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ»

Цели урока: формировать навык воссоздания прослушанного текста с сохранением той же композиционной формы и деталей содержания текста, помочь учащимся приобрести опыт построения художественных описаний; вырабатывать умение понимать «основную мысль текста», «основные факты и их последовательность»; учить составлять план, способствующий полному раскрытию темы высказывания; развивать речь учащихся; подготовить учащихся к написанию подробного изложения

Задачи написания подробного изложения: - воспроизвести содержание текста; - пересказать точно, полно, последовательно; - раскрыть тему высказывания так, как это сделал автор; - сохранить языковые особенности текста

Иван Сергеевич Соколов-Микитов ( ) «Певец природы» - русский писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов оставил яркий след в истории русской литературы XX века. Родился будущий писатель в Калужской губернии 30 мая 1892 года в семье приказчика. Детство и юность прошли на Смоленщине. В 1910 году он приехал в Петербург. Ему удалось устроиться на торговое судно, с которым он побывал во многих странах Европы, Азии, Африки, участвовал в арктических экспедициях, которые возглавлял знаменитый Отто Юльевич Шмидт. На ледоколе "Георгий Седов« путешественники отправлялись на Северный Ледовитый океан и на Землю Франца-Иосифа. В 1918 году Иван Сергеевич вернулся на родину, где работал учителем в школе, стал публиковать свои первые рассказы. В октябре 1951 года писатель поселился в Карачарове. Здесь он написал много книг для детей. Книги эти стали знаменитыми: "На теплой земле", "Звуки земли", "Детство", "У святых источников«, «Голубые дни». Писатель тонко чувствовал природу, умел найти краски и тона, чтобы передать неуловимое «дыхание жизни». Умер писатель 20 февраля 1975 года и похоронен в Гатчине.

Книги И.С.Соколова-Микитова:

Вечер в лесу Быстро наступает осенний вечер в глухом лесу. Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапистые ели. Пахнет в лесу свежей смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце. Ещё не спят, кормятся в лесу птицы, перелетая с ветки на ветку. Вот на стволе сухого дерева уселся красноголовый черный дятел-желна. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и личинок. Выйдет из дневного логова зайчишка-беляк, робко заскачет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу зайчишке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то на дальнем болоте завоют злые волки. Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

Анализ текста - К какому стилю относится данный текст? - К какому типу речи относится прочитанный текст? - Фрагмент текста И.С.Соколова-Микитова является художественным описанием состояния природы: картина вечера в глухом лесу. Любуясь увиденным, автор создает образную и эмоциональную картину. Все использованные писателем языковые средства подчинены основной задаче: описать предметы в глухом осеннем лесу. Как тип речи почти весь текст представляет собой описание предметов и их признаков.

Анализ текста - Как бы вы определили тему текста? О чем он? Сформулирована ли тема в тексте? - Раскрытию какой основной мысли подчинен текст? В каком предложении сформулирована основная мысль? Проведена ли эта мысль через весь текст? Докажите это. - -Для раскрытия темы текста автор использовал 6 подтем – смысловых частей, которые легко обнаруживаются. Все подтемы раскрывают содержание первого предложения и связаны с ним параллельной связью, внутри подтем связь между предложениями цепная.

Заглавие текста -Какое заглавие можно дать этому фрагменту? Наступление ночи в лесу. Вечер в лесу. Вечер в осеннем лесу. -Какое заглавие выберем, почему?

Анализ текста - Прочитайте текст, проследите за тем, что и как говорит автор? - Какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, какая жизнь идет в осеннем лесу, какими звуками и красками он наполнен. - Как относится к увиденному автор? - Какие языковые средства использовал писатель, чтобы описать предметы в глухом осеннем лесу?

Анализ текста -Каждое из описаний предметов (деревьев, солнца, птиц, ночи) построено по законам соответствующего типа речи - описание: указывается предмет и дается его признак. Способы выражения признаков – в основном качественные прилагательные. -Какие прилагательные использует автор для того, чтобы передать: -краски осеннего леса? темные (тени), красноголовый черный (дятел), темная (ночь). -звуки осеннего леса? торопливый (стук),в тихом (лесу), -запахи леса? свежая (смола)

Анализ текста - Какие глаголы использует автор для описания жизни леса? (высятся, чернеют, скрылось, не спят, уселся, вертятся, подбирают, заскачет, хрустнет, завоют, замолкнут, заснут). Вывод: лес полон звуков, жизни, движения. Но скоро в ночном лесу все смолкнет.

Лексическая работа Разлапистые ели Ветви хвойного дерева (ели) – лапы Дятел-желна птица семейства дятлов, черный дятел Зайчишка-беляк вид зайцев, обитающих в северной части Западной Сибири

Составление плана - Удачно составленный план отражает основное содержание текста, последовательность событий, по хорошему плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в тексте, какова тема высказывания. Назовите основные факты и их последовательность в тексте. План. 1. Вводная часть. 2. Вечерний лес. 3. Запахи леса. 4. Вечернее солнце. 5. Птицы леса. 6. Звери леса. 7. Наступление ночи. - Можно ли догадаться по плану, о чём пойдёт речь в тексте? - Как начинается текст? Как оканчивается? Связаны ли между собой начало и окончание текста?

Орфографический разбор Быстро наступает осенний вечер в глухом лесу. Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапистые ели. Пахнет в лесу свежей смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце. Ещё не спят, кормятся в лесу птицы, перелетая с ветки на ветку. Вот на стволе дерева уселся красноголовый черный дятел-желна. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и личинок. Выйдет из дневного логова зайчишка-беляк, робко заскачет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу зайчишке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то на дальнем болоте завоют злые волки. Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

Пунктуационный разбор Быстро наступает осенний вечер в глухом лесу. Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапистые ели. Пахнет в лесу свежей смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце. Ещё не спят, кормятся в лесу птицы, перелетая с ветки на ветку. Вот на стволе дерева уселся красноголовый черный дятел-желна. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и личинок. Выйдет из дневного логова зайчишка-беляк, робко заскачет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу зайчишке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то на дальнем болоте завоют злые волки. Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

Используемые ресурсы: 1. В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, Н.В.Дрозд. Русский язык: сборник заданий. 5 класс.– М.: Дрофа, Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок слов / Под ред. чл.- корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, htpp://ru.wikipedia.org/wiki %A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2- %D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2&lr= &oq=%D0%98.%D0%A1.%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0% BB%D0%BE%D0%B2D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D 0%BE%D0%B2&aq=f&a%BE%D0%B2&aq=f&a