Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора Разработал Бабынин Сергей Анатольевич, председатель методической комиссии гуманитарного цикла, преподаватель истории и обществознания ОГАОУ СПО «Яковлевский политехнический техникум» г. Строитель Белгородской области Проект программы
Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора ОГАОУ СПО «Яковлевский политехнический техникум» г. Строитель Белгородской области
СОДЕРЖАНИЕ I. Обоснование программы. II. Цель и задачи программы. III. Этапы реализации программы. IV. Модель адаптации обучающихся нового набора. V. План мероприятий на период адаптации. VI. Список рекомендуемой литературы.
Обоснование программы Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений обучающегося к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества. Ценностные ориентации. Академическая активность. Состояние здоровья. Социальное окружение Статус семьи и т. д.
Цель и задачи программы Цель: Осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации обучающихся нового набора к образовательно-воспитательному процессу в техникуме. Задачи: Подготовка обучающихся к новым условиям обучения. Формирование позитивных учебных мотивов. Установление и поддержание социального статуса обучающихся в новом коллективе. Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время. Предупреждение и снятие у обучающихся психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.
Этапы реализации программы Сроки реализации Задачи I этап (сентябрь, октябрь) - Оценить психологический и социальный статус обучающихся нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в техникуме. - Оказать социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно-воспитательную среду. II этап (ноябрь, декабрь) - Выявить основные проблемы адаптации обучающихся к новым образовательным условиям и указать пути их решения. - Определить способы устранения имеющихся противоречий. - Внести коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса. III этап (январь, июнь) - Использовать полученную информацию для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе. - Организовать коррекционно-просветительскую работу с обучающимися для формирования сплоченных ученических коллективов. - Проводить консультации и просвещение родителей обучающихся.
Модель адаптации обучающихся нового набора Цель: Способствовать формированию социально- психологической устойчивости обучающихся нового набора к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие. Задачи: Оценить общее состояние адаптации обучающихся нового набора и факторов, влияющих на его качество. Исследовать содержание, качество и организацию адаптации обучающихся, готовность к производственной деятельности. Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию. Направления: Психологическая адаптация, связанная с изменением выработанного стереотипа и формированием новых установок. Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу. Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления обучающихся к новым учебно-воспитательным условиям. Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей профессии, к трудовой деятельности.
План мероприятий на период адаптации I. Аналитико-диагностическое направление. II. Организация учебного процесса. III. Организация воспитательной деятельности. IV. Привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации первокурсников. V. Организация информационного обеспечения обучающихся нового набора и классных руководителей. VI. Взаимодействие с родителями. VII. Организационные мероприятия по адаптации обучающихся к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии. VIII. Социально-психологическое сопровождение обучающихся, родителей. IX. Контроль реализации программы.
Ожидаемые конечные результаты Приспособленность обучающихся к новой образовательной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.
Список рекомендуемой литературы 1. Выготский Л.С. Психология.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– 1008 с. – (Серия "Мир психологии"). 2. Дьяченко М.И, Кандыбович Л.А.. Психологические проблемы готовности к деятельности.– Минск: Изд-во БГУ, 1976.– С. 73– Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал.–1997.– 6.– С. 35–44. Интернет – ресурсы: