Тема урока Проблема истинной человечности в рассказе К. Паустовского Телеграмма
Цели урока:
Технологии:
кроссворд
§По горизонтали: 1.Углубленное изображение психических, душевных переживаний. §2.Общий вид какой-нибудь местности. §3.Стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий. §4.Образное, художественное определение. §5.Мелкая подробность, частность. §6.Последовательность и связь описания событий. §По вертикали: 1.Вид тропа – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому. §2.Строение, соотношение и взаимное расположение частей. §3.Тот, кто рассказывает что-нибудь или в художественном повествовании от чьего-нибудь лица, образ того, от чьего лица ведется рассказ. §4.Внутреннее пространство здания, помещения, а также его убранство, устройство. §5.Художественное изображение, образ литературного героя.
Ответы:
§По горизонтали: §1.Психологизм; 2. Пейзаж; 3. Антитеза; 4.Эпитет; 5. Деталь; 6. Сюжет. §По вертикали: §1. Метафора; 2. Композиция; 3. Рассказчик; 4. Интерьер; 5. Портрет
§
§1. Каковы основная тема и проблема рассказа? Почему рассказ называется Телеграмма? Какую телеграмму имел ввиду автор и почему? /рассказ- предостережение/
Задание по группам
Почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки? Если исключить строки с описанием природы из повести, изменится ли что-либо? Какова роль образа подсолнечника? Изменяется ли пейзаж в течение рассказа? /принцип градации/ Обратите внимание на философский подтекст пейзажа /традиции в русской литературе/
§Интерьер в доме Екатерины Ивановны.. /уходящая культура 19 века умирает вместе с хозяйкой /Пушкиным, Тургеневым, Крамским, Полиной Виардо, Гюго
Задание по группам
§Портрет Насти. Что во внешнем облике подчеркивает автор? /Сольвейг- в переводе означает Солнечный путь/. Можно ли употребить слово пустельга к Насте /Хищная птица семейства соколиных и легкомысленный и пустой человек/
Задание по группам
§Художественные детали в рассказе: §А) Манюшка, шмыгая носом. Отнесла это письмо на почту. Долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь,- что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота. §Б) Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме,- без этого слабого огня Катерина петровна и не знала, как дожить до утра. §В) Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. §Какие художественные детали, которые выполняют важную роль, можно еще найти в тексте?
§…Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд Гоголя. Гоголь- сатирик, который обладал уникальной способностью сразу угадывать человека. Никто не разглядел сущности Насти, кроме Гоголя. Молодой скульптор Тимофеев создал скульптуру, сумев передать оттенки души Гоголя.
Прием контраста - ленинградские и сельские страницы; в сцене, когда Настя получает телеграмму: Катя помирает. Тихон. – …а с кафедры неслось: забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать… Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семеновне…
§Какую библейскую заповедь нарушила Настя ? / из домашнего задания/, Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле
Задание по группам §Какова роль сторожа Тихона в рассказе? /Почему автор самоустраняется из повествования?/ Каким образом автори доносит до читателей мысль о безысходности одиночества? /подсолнечник, мышь, ночник/
§Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти пробудилась? /Имя Настя Воскрешающая/. Для чего в рассказ вводится образ молодой учительницы?
Домашнее задание