«Дети – цветы жизни»
Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка
Типы похвалы: 1. «Компенсация» -используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). 2. "Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип, внушает человеку веру в себя. Вера превращает возможность в действительность. 3. "Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги. 4. «Косвенное одобрение». Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. 5. "Взрыв любви". Используется как скорая помощь в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.
«Наказание очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности» (А. С. Макаренко).
ПРАВИЛА НАКАЗАНИЯ: - Наказание должно быть справедливо. - Ребёнок должен знать, что его по- прежнему любят. - Наказание не должно вредить - здоровью ни физическому, ни психическому. - Наказание детей должно носить временный характер. Следует избегать оскорблений.
Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой профилактики, никаких наказаний «на всякий случай». За один проступок – одно наказание. Недопустимо запоздалое наказание. Исключено припоминание прежних проступков. Наказание детей должно быть последовательным.
Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах материальной и психологической. "Куплю конфету – не куплю конфету". Поощрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев.
Рекомендуемые формы наказания вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.; лишение поощрений и привилегий; осуждение поведения; Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.
Правила наказания детей При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви. При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей. Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме. Наказание детей должно носить временный характер. («Ты лишаешься возможности посмотреть мультфильмы на 2 дня.») При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Осуждается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность. При наказании детей исключено припоминание прежних проступков, Вы говорите с ними только о том, за что он наказывается именно сейчас. Наказание детей должно быть последовательным, а не от случая к случаю. Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", Нельзя наказывать лишением любви!
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Список используемых источников Литература Камаровская Е.В. Помогите, у ребенка стресс! – СПб.: Питер, Барложецкая Н.Ф. Советы опытной няни. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, Сделать счастливыми наших детей. Дошкольники 3-6 лет. – М.: «Клевер – Медиа – Групп», Интернет-источники Воспитание детей без наказаний. Интернет-журнал.