Используемый источник. Приложение к журналу «Школьная библиотека»
«...Над родной Волгой взмахнула крылом молодая слава Горького. Отсюда она полетела, чтобы, с необычной скоростью миновав рубежи земель и вод, превратиться в славу мировую. Ее называли сказкой эту чудо-славу. И она была сказкой, потому что молнии ее доносили удивительный зов писателя сделать жизнь прекрасной». Константин ФЕДИН «Нельзя человеку отказывать в двух вещах: в хлебе и в книге». Максим ГОРЬКИЙ
Алексей Максимович Пешков родился 28 марта (16 марта по ст. стилю) 1868 года в г. Нижний Новгород в семье Максима Савватиеича Пешкова, столяра-краснодеревщика, и Варвары Васильевны, урожденной Кашириной. Пешковы уехали в Астрахань. В 1871 году Максим Пешков умер, и мать вернулась в семью Кашириных вместе с сыном. Здесь и прошло детство Горького, которое он описал в первой части автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». В истории мировой литературы редко встретишь более пронзительную и страшную повесть о детстве. «У Кашириных опять дерутся», говорили соседи. Но были в семье и добрые, хорошие, любящие люди. В особенности любила Алексея бабушка. «Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели... Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех пор у меня появилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой». Повесть «Детство» проповедует милосердие к слабым и беспомощным, отвращение к насилию во всех его формах, мудрость и любовь к людям.
Песня о Соколе и Песня о Буревестнике романтические песни-призывы к борьбе против серой и скучной жизни, где «тепло и сыро». Автор взмывает над обыденностью жизни вверх, к солнцу, к небу. Для него главное полет, прорыв пространства несвободы. Рассказывает-поет старый Рагим «Песню о Соколе». Ползающий Уж и летающий смелый Сокол воплощают два понимания бытия. Стремление «к свободе, к свету», достойная, смелая жизнь удел настоящего Человека. Сокол умирает счастливым: «Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо...». «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету».
Дореволюционный период Горького характеризовался произведениями романтического характера, воспевающими высоту человеческого духа и красоту самоотверженного подвига во имя людей. Его произведения «Старуха Изергиль, «Макар Чудра»(1892 ), «Сказки об Италии» ( ) посвящены героическим поступкам красивых людей. Прекрасные душой и телом, его герои способны на фантастические подвиги. Изергиль всегда любила тех, кто «любит подвиги». Она рассказывает о горящем сердце Данко, его бесстрашии, любви и жалости к людям. «Что сделаю я для людей?!» восклицает Данко. «...Вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его...». Самоотверженная и самозабвенная любовь к людям во имя их свободы и благоденствия озаряет жизнь этих героев и наполняет ее особенным смыслом. Самоотверженный герой-заступник за весь род человеческий веками живет в народных легендах.
Горький «создал пьесу, замечательную не только по экзотически яркому житейскому колориту, виртуозной отточенности и крылатости языка, но и сложности, даже известной загадочности идейного содержания» (Н. Жегалов) Пьеса написана накануне революции 1905 года, и ее эффект заключается в своеобразной, отнюдь не прямолинейной и поэтому особенно действенной критике социального устройства. Здесь, в ночлежке, «на дне», духовная жизнь не замерла, эпоха ворвалась и сюда и заставила людей думать, спорить, мечтать. Духовная жизнь в подвале принимает особый характер с появлением странника Луки. По отношению к обитателям ночлежки Лука выступает как помощник, утешитель и гуманист. «Человек всё может, говорит он,...всё ищут люди, всё хотят, как лучше». Самый сильный духовный импульс получил от Луки Сатин наиболее интеллигентный и умный человек «дна». «Что такое правда? Человек вот правда!...Старик? Он умница! Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Человек это великолепно! Это звучит гордо!» «На дне» имело невиданный успех. В этом заслуга Московского художественного театра (МХТ), руководимого тогда К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко, замечательной игры артистов: И.М. Москвина (Лука), В.И. Качалова (Барон), К.С. Станиславского (Сатин), В.В. Лужского (Бубнов) и других.
Роман «Жизнь Клима Самгина» размышление Горького о судьбах русской интеллигенции в мировом контексте и в контексте русских революций. «Мне хотелось изобразить в лице Самгина такого интеллигента средней стоимости, который проходит сквозь целый ряд настроений, ища для себя наиболее независимого места в жизни, где бы ему было удобно и материально и внутренне» (Архив Л. М. Горького). В центре романа фигура «революционера поневоле», из страха перед неизбежной революцией фигура человека, который чувствует себя «жертвой истории». Эту фигуру автор считает типичной. В романе ряд личных драм, картины ходынской катастрофы, 9 января 1905 г. в Петербурге, Московское восстание и другие события вплоть до наступления на Петербург генерала Юденича. Горький писал Ромену Роллану 18 сентября 1923 года: «Не думайте, что я включаю подлецов в число искателей непоколебимой основы этики. Нет, но я вижу людей, замученных жизнью, которую так трудно сделать лучше, чем она есть. Я вижу людей, которые чувствуют, что внутри их все непрочно, все горит, плавится, разрушает целостность чувства, и чувство улетучивается, как газ, в мыслях, словах: человек опустошается».
По признанию самого Горького, «с осени 16-го года по зиму 22-го» он «не написал ни строчки» художественных произведений. Все его мысли были связаны с бурными событиями, потрясавшими страну. Вся его энергия была обращена на непосредственное участие в общественной жизни: он вмешивался в политическую борьбу, старался выручать из застенков ЧК ни в чём не повинных людей, добивался пайков для умирающих от голода учёных и деятелей искусства, зато вал дешёвые издания шедевров мировой литературы... «Несвоевременные мысли» это серия из 58 статей, которые были опубликованы в газете «Новая жизнь», органе группы социал-демократов. Газета просуществовала чуть больше года с апреля 1917-го по июль 1918-го, когда была закрыта властями как оппозиционный орган печати. Что же было в мыслях Горького настолько несвоевременного, что почти полвека они были под запретом?
Главная цель революции, по Горькому, нравственная превратить в личность вчерашнего раба. А в действительности, как с горечью констатирует автор «Несвоевременных мыслей», октябрьский переворот и начавшаяся гражданская война не только не несли «в себе признаков духовного возрождения человека», но, напротив, спровоцировали «выброс» самых тёмных, самых низменных «зоологических» инстинктов. Горький пишет о самосудах и погромах, о беззастенчивом вывозе за границу культурных ценностей, об аресте честных людей, виновных только в том, что они мыслят иначе, чем велит новая власть, о кастовости нового гегемона пролетариата, которая, по мысли писателя, ничуть не лучше кастовости дворян. «Атмосфера безнаказанных преступлений», снимающая различия «между звериной психологией монархии» и психологией «взбунтовавшихся» масс, не способствует воспитанию гражданина, утверждает писатель.
«Несвоевременные мысли» остались памятником своему времени. Они запечатлели суждения Горького, которые он высказал в самом начале революции и которые оказались пророческими. И независимо от того, как менялись впоследствии воззрения их автора, эти мысли оказались в высшей степени своевременными для всех, кому довелось пережить надежды и разочарования в череде потрясений, пришедшихся на долю России в XX веке.
Горький очень любил детей. В юные годы по праздникам, собрав ребят со всей улицы, он уходил с ними на целый день в лес, а возвращаясь, нередко тащил самых усталых на плечах и спине в специально сделанном кресле. У себя на Родине, в Нижнем Новгороде, на Новый 1901 год Горький устроил для полутора тысяч детей нижегородской бедноты елку с цветными электрическими лампочками (тогда это казалось почти чудом) и подарками: мешком с фунтом гостинцев, сапогами, рубахой. С болью смотрел он на недетскую печаль в глазах маленьких гостей, на их старческую серьезность, негодуя на тех, кто лишил детей детства. И позже дети писали Горькому письма, и он отвечал им всегда доброжелательно, нередко шутливо. «Огромное удовольствие чувствую я, переписываясь с ребятишками», говорил писатель. Всем известно его высказывание: «Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только лучше». Проникновенно изображал Горький детей в своем творчестве: произведениях «Фома Гордеев», «Трое», «Детство», «Сказки об Италии», «Страсти-мордасти», «Зрители», «Дед Архип и Ленька», «Миша», «Самовар», «Про Иванушку-дурачка», «Встряска», «Случай с Евсейкой», «Воробьишко». Вот как шутливо, с юмором обращался Горький к своим маленьким друзьям:
Дорогие мои дети! Очень трудно жить на свете! Всюду папы или мамы Непослушны и упрямы. Ходят бабушки и деды И рычат, как людоеды. И куда вы ни пойдете Всюду дяди или тети. И везде учителя Ходят, взоры веселя. Ходят, кашляют следят: Кто бойчее из ребят? А заметят: мальчик боек, Так ему наставят двоек. На носы надев очки, Смотрят: где тут девочки? И шагая, как верблюды, Ставят девочкам «неуды». Дорогие мои дети! Тяжелы порядки эти!
Автор разработки: Алексеева Татьяна Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4