О разработке профессионального стандарта для вида экономической деятельности «Образование» Ольга Фридриховна Батрова, к.п.н. зав. сектором территориальных систем профессионального образования Центра профессионального образования ФГУ «ФИРО» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность разработки ПС для ВЭД «Образование» Показатели ЕКСДПС ПредметДолжностьВЭД (ОПД) Единица описания ДолжностьТрудовая функция Назначение Нормативная функция, фиксация существующей ситуации Рекомендательный характер, развитие ОПД Содержание и характер описания Общее описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации(образование, опыт работы) Системный, функциональный анализ трудовых функций Разработчики Минздравсоцразвития совместно с ФОИВ Проф. сообщество, работодатели
Основное и дополнительное Создание профессиональных стандартов Разработка ПС по всему ВЭД «Образование» + создание квалификационной структуры и отраслевой рамки квалификаций Разработка ПС на отдельный кластер, один или несколько видов трудовой деятельности обучение и воспитание детей в процессе реализации обр. программ начального общего образования; организация и проведение учебно- производственного процесса при подготовке по профессиям рабочих (должностям служащих) ; теоретическое обучение при подготовке по профессиям рабочих (должностям служащих) организация и проведение учебно- тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта; организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения; тьюторское сопровождение формирования и реализации индивидуальных образовательных программ Управление Обучение и воспитание «Обеспечение»
АНАЛИЗТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – последовательнаядекомпозиция ВЭД (ОПД) => ВТД => ТФ => ТД => У => З и др. Знание «технологического» процесса ОКВЭД, ОКЗ; ОКПДТР=ОК ; НРК РФ; ЕКСД должностные инструкции; и др. Документы, содержащие квалификационные характеристики Основа разработки ПС - функциональный анализ ТД Основной механизм разработки – согласование. Методы и формы: опрос, фокус-группа, дискуссия, круглый стол и др.
1. АВТОНОМНОСТЬ 2. СЕРТИФИЦИРУЕМОСТЬ ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВТД и ТФ 3. ПОЛНОТА ТФ1+ТФ2+ТФn=ВТД 4. ПРАВИЛО МАЛЫХ ЧИСЕЛ 4-5 ТФ первого уровня См. примеры
Виды деятельности учителя Методическое обеспечение образовательного процесса Преподавание Классное руководство Организация внеурочной деятельности по предмету(-ам) - Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты - Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу - Проводить внеклассные мероприятия - Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий - Определять цели и задачи, планировать работу с родителями - Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания - Анализировать результаты работы с родителями - Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом Классное руководство: трудовые функции
определение комплекса видов трудовой деятельности, обеспечивающих функционирование и развитие системы образования; проведение процедур стандартизации и унификации: установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.; разработка средств оценивания и проведения оценки квалификации и сертификации работников образования, а также выпускников учреждений профессионального педагогического образования; формирование программ всех уровней профессионального педагогического образования, а также разработки учебно- методических материалов к этим программам; решение задач в области управления персоналом (разработки систем мотивации и стимулирования, должностных инструкций; отбора, подбора и аттестации педагогических и управленческих кадров, планирования карьеры). ПС для ВЭД «Образование»