Открытый урок в 7 классе г..Ноябрьск, ЯНАО Учитель музыки МОУ СОШ 6 Решетникова С.Г.
Средства музыкальной выразительности Ритм Темп Динамика Мелодия Тембр Гармония Фактура
Соедините стрелочками названия средств с их определениями Ритм Темп Мелодия Тембр Динамика Гармония Фактура Аккорды, сопровождающие мелодию Громкость звучания Музыкальная мысль, выраженная одноголосно Способ изложения музыкального материала Скорость звучания Чередование разных по длительности звуков Окрас звука или голоса
Критерии оценок Количество правильных оценка ответов 7 «5» 6, 5 «4» 4 «3»
Программная музыка Инструментальное музыкальное произведение, в котором есть сюжет и содержание соответствует названию.
г. Воткинск
«Времена года» П.Чайковский написал наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разные времена года, поэтому композитор передал образ каждого месяца очень чётко и своеобразно.
Музыкальный образ воплощённая в музыке жизнь, хотя небольшая её частица, чувство, переживание, мысль, размышление, поступок, действие человека, проявление природы, события…
Музыкальный образ всегда представляет собой единство жизненного содержания и художественной формы.
Музыкальное содержание рассказывает нам о чудесных странах и о вечной поэзии природы, оно погружает нас в далёкое прошлое и дарит мечту о будущем, оно заново создаёт характеры героев – даже тех, что уже известны нам по произведениям литературы или изобразительного искусства.
Названия месяцев Названия пьес Январь У камелька Февраль Масленица Март Песнь жаворонка Апрель Подснежник Май Белые ночи Июнь Баркарола Июль Песнь косаря Август Жатва Сентябрь Охота Октябрь Осенняя песнь Ноябрь На тройке Декабрь Святки
«Март. Песня жаворонка» Эпиграф А. Н. Майкова: "Поле зыблется цветами, В небе льются света волны. Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны"
«Апрель. Подснежник» Эпиграф А. Н. Майкова: "Голубенький, чистый Подснежник - цветок, А подле сквозистый, Последний снежок. Последние слёзы, О горе былом, И первые грёзы, О счастье ином..."
«Июнь. Баркарола» Эпиграф А. Н. Плещеева: "Выйдем на берег, там волны Ноги нам будут лобзать, Звёзды с таинственной грустью, Будут над нами сиять".
«Октябрь. Осенняя песнь» Эпиграф А. Толстой: «Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят...»
«Ноябрь. На тройке» Эпиграф Н. А. Некрасова: Эпиграф Н. А. Некрасова: «Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши». «Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши».
Пьеса «Ноябрь. На тройке» начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню – песню ямщика.
Всё ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикреплённые на тройке лошадей. Весёлый перезвон на время заглушает грустное настроение песни ямщика.
Вновь возвращается первая мелодия - песнь ямщика. Ей аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки… Тройка умчалась …
Музыкальное содержание Избегает конкретности, в нём всегда заключён обобщающий смысл. История, люди, характеры, человеческие взаимоотношения, картины природы – всё это представлено в музыке, но особым образом. Верно найденная интонация, яркий ритмический рисунок скажут нам о произведении гораздо больше, чем самое длинное и подробное литературное описание.
Не найти гениальней и проще Ритмов тех, что подскажет капель. Соловей, растревоженный в роще, Пастуха зоревая свирель… Всё впитается в чуткую душу И вернётся мелодией вдруг. Тихий мальчик из Воткинска слушал Звуки милой природы вокруг, Лошадей пробегающих топот, И визгливые скрипы дверей, И колосьев взволнованный шёпот, И унылую песнь косарей. Ничего нет на свете чудесней И прекраснее нет ничего, Чем простая народная песня, Что в душе разливалась его.
… Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору. П.И. Чайковский
Как жаль, что урок наш подошёл к концу, Но музыка в душе осталась. Чайковский так о многом нам сказал, И радовались, слушая её, и вновь печалясь. Пленительные звуки влекли нас за собой. В душе мы навсегда оставим эти чувства И никогда нам не забыть, друг мой, Чудесный мир волшебного искусства.
Домашнее задание: I. стр ; текст песни. II.По выбору: 1. Отразить в рисунке образы, пережитые на уроке. 2. Сочините свой эпиграф к пьесе П.И.Чайковского «Ноябрь. На тройке»