Исследовательская работа « Агрохимическое исследование почвы пришкольного участка» (проведение современных агрономических исследований как развитие идей Д.И.Менделеева). Работу выполнила: Владимиркина Светлана, ученица 10 «А» класса МОУ СОШ 73 г. Ульяновска Руководитель: Борщ Елена Александровна
Цель работы – агрохимическое исследование почвы пришкольного участка МОУ СОШ 73 г.Ульяновска
Задачи: 1. Изучить специальные источники, 1. Изучить специальные источники, посвященные разработке проблем, связанных с агрохимией почв; 2. Провести агрохимическое исследование почвы около школы: а) исследовать физические свойства а) исследовать физические свойства (плотность, механический состав, структуру); (плотность, механический состав, структуру); б) исследовать кислотность почвы; б) исследовать кислотность почвы; в) исследовать химический состав почвы; в) исследовать химический состав почвы; Составить рекомендации по улучшению плодородия почвы. 3. Составить рекомендации по улучшению плодородия почвы.
Методы исследования: -анализ научной, научно- популярной, научно-учебной литературы; -экспериментальное исследование свойств почвенного покрова; -описание наблюдений;
Географическое местоположение района исследования: Географическое местоположение района исследования: МОУ СОШ 73 Заволжского района г. Ульяновска,бульвар Львовский-10 Время исследования: исследовательская работа проводилась с июня по август 2009 года.
I. 1. Определение механического состава почвы.
Название почвы Определение на ощупь Скатывание влажной почвы Проба на резание влажной почвы Проба на плотность сухой почвы Песчаная Заметно ощущаются песчинки Не скатывается в шарик При резании ножом почва рассыпается Почва рыхлая Супесчаная Ощущаются песчинки, немного мажется Плохо скатывается в шарик При резании ножом поверхность среза шероховатая Почва состоит из небольших, но очень непрочных комочков Суглинистая Мажется, песчинки едва прощупывают ся легкосуглинистые среднесуглинистые тяжелосуглинистые Поверхность среза слегка шероховатая Почва состоит из довольно плотных комочков Глинистая Мажется, песчинок незаметно Хорошо скатывается в « колбаску », которая при сгибе не ломается Поверхность среза блестящая Комочки почвы очень плотные, трудно разминаются.
По результатам исследования: почва на пришкольном участке – среднесуглинистая.
Плотность – степень связанности почвенной массы. Определение плотности почвы. Почва может быть: -рассыпчатая – лопата легко втыкается; -рыхлая – лопата втыкается без труда; -уплотненная – лопата входит с усилием; -плотная – лопата входит с трудом; Очень плотная – лопата не входит,«звенит». По итогам исследования: почва пришкольного участка – уплотненная.
Определение влагоёмкости и водопроницаемости почвы. 1. В воронку положила 50 грамм почвы и налила 50 мл воды. 2. Заметила время, в течение которого вода выльется в стакан. 3. Вычислила массу воды, просочившуюся сквозь почву. 4. Влагопроницаемость почвы определяется по времени просачивания воды сквозь почву. 5.Влагоёмкость определяется по массе собранной воды в стакане. Именно она и доступна для питания растений.
Структурные отдельности простираются по 3 – м направлениям ( х, у,z ): а) глыбистая б) комковатая - грани ребра обтекаемые. в) ореховая г) зернистая - грани и ребра выражены четко. Определение структуры почвы. По сухому образцу определяла структуру почвы. По результатам исследования: почва имеет глыбистую структуру.
1. Взвесила 40 г сухой почвы. 2. Вфарфоровой чашке прокалила почву до тех пор, пока не перестал выходить дым. 3. Снова взвесила 4. Так определила количество перегноя. Масса почвы составляла 36 г. Вывод: в почве содержится мало перегноя Исследование содержания в почве перегноя.
2. Исследование кислотности почв. 1. В пробирку к 3-4 г почвы приливала 4-5 см хлористого калия. 2. Взбалтывала смесь в течение 3-4 мин. 3. Затем отстаивала смесь. 4. После того как раствор посветлел, брала пипеткой 1 см этого раствора, помещала его в фарфоровую чашку и приливала 1-2 капли индикатора – лакмуса. 5. Если раствор окрашивается в розовый цвет, то почва является кислой, а если в зеленоватый, то – щелочной. 6. Пользуясь цветной шкалой, устанавливала кислотность в выбранных образцах. Результат анализа - кислотность почвы пришкольного участка от pH -7 до pH -7,5 (от нейтральной до слабощелочной)
3. Исследование химического состава почвы. Содержание в верхней части почвенного профиля легкорастворимых солей в количестве, превышающем 0,2%, свидетельствует о засоленности почвы. Отрицательное влияние легко- и среднерастворимых солей на плодородие неодинаково. Наиболее вредными для растений солями являются карбонаты и сульфаты натрия, хлориды натрия, магния, кальция. Легкорастворимые соединения, повышающие плодородие почв, - нитраты. Из среднерастворимых соединений безвредными солями являются карбонаты кальция и магния, а также сульфат кальция (гипс). Определение засолённости почвы.
Хим. соединение Реакция Результат анализа карбонатыNa з CO з + 2НСI = 2NаCI + CO 2 +Н 2 Окарбонат –ионы обнаружены сульфат Nа 2 SО 4 + ВаСI 2 =2NаСI +BаSO 4 сульфат ионы обнаружены в количестве сотых долей процента. ионы натрия Ионы натрия легче всего обнаружить по характерной окраске пламени ярко желтого цвета обнаружены ионы натрия хлорид NaCI +AgNO 3 = AgCI + NaNO 3 обнаружены хлорид- ионы, данный образец содержит десятые доли %. Химический состав:
Механический состав среднесуглинистые Плотность Уплотненная Структура Глыбистая КислотностьрН 7 -7,5 Засоленность Хлориды: + Различимый белый творожистый осадок Карбонаты: + Сильное вскипание Сульфаты: +Сильная муть ионы натрия: + II. Результаты исследования.
ВЫВОДЫ: Почва на нашем пришкольном участке является среднесуглинистой. Значит, почвообразовательный процесс идет достаточно медленно, а именно: рыхление почвы, обогащение её азотом и биогенными элементами, разложение растительного опада. Почва на нашем пришкольном участке является среднесуглинистой. Значит, почвообразовательный процесс идет достаточно медленно, а именно: рыхление почвы, обогащение её азотом и биогенными элементами, разложение растительного опада.
Несмотря на то, что почва имеет неплохие показатели, нужно улучшать её плодородие. Для сохранения и повышения плодородия почвы нужно проводить её мелиорацию. Несмотря на то, что почва имеет неплохие показатели, нужно улучшать её плодородие. Для сохранения и повышения плодородия почвы нужно проводить её мелиорацию. Почва на нашем участке имеет, в основном, нейтральную реакцию. Каждая возделываемая культура требует для себя условий с определённым оптимальным показателем рН. Он колеблется в пределах от 7.0 до 7.5. Значение рН исследуемой почвы находятся в этих пределах. Почва на нашем участке имеет, в основном, нейтральную реакцию. Каждая возделываемая культура требует для себя условий с определённым оптимальным показателем рН. Он колеблется в пределах от 7.0 до 7.5. Значение рН исследуемой почвы находятся в этих пределах. ВЫВОДЫ:
Рекомендации по улучшению плодородия почвы. Улучшение газообмена почвы. Внесение органических и минеральных удобрений. Обработка почвы в при оптимальной влажности. С этой целью применять глубокую вспашку на глубину см., своевременно рыхлить почву. Рыхление проводить после дождя или полива на глубину 2 – 5 см в зависимости от культуры. Поверхность почвы после рыхления должна быть выровнена. Внесение органических удобрений способствует улучшению питательного режима, физико- химических, водных, воздушных и тепловых свойств почв. Готовность почвы можно определить следующим образом; взять с глубины 10 см ком почвы, сжать его, а затем бросить с высоты 1 м. Если ком распадается на части, почва готова к обработке. Если сплющивается, но не распадается, обрабатывать рано, если рассыпается на мелкие частички и пылит, почва пересохла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Решение проблемы на: локальном уровне: - внесение удобрений (зола и минеральные удобрения; - севооборот (смена культурных растений); - безотвальная вспашка(в нашей местности сильные ветра выдувают верхний плодородный слой); - необходимо постепенно окультуривать нижележащий слой, вовлекая его в обработку, применяя осеннюю и весеннюю перекопку земли - производить своевременный полив растений.
региональном уровне: -не допускать загрязнение почвы тяжёлыми металлами; -наказывать нарушителей штрафами и сообщать о них в СМИ; глобальном уровне: -проводить политику, направленную на охрану окружающей среды. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Литература: Архив Д.И. Менделеева: Автобиографические материалы. Т.1 М.: Изд-во АН СССР, – С. 44 – Гасанова Н.В. О деятельности Д.И.Менделеева в имении Боблово // Менделеевский сборник. – СПб.: Изд-во СПб Ун-та. – – С.98 – Географическое краеведение. Учебное пособие для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.А Баранова и Н.В. Лобиной. Ульяновск Горбачёв В.Н., Коритняк Р.М., Гусарова В.С., Гребенников В.А. Лесные почвы Ульяновской области//Современные проблемы почвоведения и оценки земель Сибири: мат. III Всероссийской научной конференции//Вестник Томского государственного университета. – – Приложение 15.-С.132– Менделеев Д. И. Об опытах Императорского Вольного экономического общества / Д.И. Менделеев. – Соч. Л.; М., – т. 16. –С.99 – Менделеев Д.И. Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца/ Д.И. Менделеев.– Соч. М.; Л., – т.19. – С Менделеев Д.И. К познанию России/ Д.И. Менделеев.– Соч. М.; Л., Смирнов Г. Менделеев / Г. Смирнов. – М.: Молодая гвардия, С Тельканова Е.В., Завальцева О.А., Зубова О.В., Евстигнеева М.В. Исследование эколого-геохимического состояния почв г.Ульяновска// Природа Европейской России: исследования молодых учёных: мат. Всероссийской научн.-практ. конф. – Чебоксары: ЧГУ им.И.Н.Ульянова, С.148– Тимирязев К.А. Наука и земледелец / К.А. Тимирязев. – М.: Сельхозгиз, – т.3.– С Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов: html