Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно- воспитательной работе с детьми с ОНР Выполнила воспитатель группы компенсирующей направленности Кривоногова Татьяна Ивановна 2012
Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухомлинский
- К первому классу 25-35% детей имеют физические недостатки или наследственные заболевания; - Физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей; - До 60% детей страдают хроническими заболеваниями; - 79% детей имеют нервно-психические нарушения.
Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи сохранения и обогащения здоровья детей c ОНР. Оздоровление детей, освоение и выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни способствует повышению эффективности процесса коррекции речевых нарушений.
Сохранение и укрепление здоровья детей с ОНР путём внедрения в образовательный процесс современных здоровьесберегающих технологий. Воспитание у ребёнка осмысленного отношения к своему здоровью, повышение его сопротивляемости. Формирование личности ребёнка, способной к динамическому изменению в условиях меняющегося социума.
Развивать познавательные способности детей с ограниченными возможностями здоровья. Развивать потенциал каждого ребёнка, способной к динамическому изменению в условиях меняющегося социума. Укреплять здоровье детей, формируя активную здоровьесберегающую позицию. Обеспечивать социализацию каждого ребёнка в современное общество.
Формирование здоровьесберегающей среды Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно- образовательном процессе
Соблюдение двигательного режима Оздоровительные мероприятия по профилактике заболеваний Диагностика и коррекция психического развития детей Утренняя гимнастика Подвижные и малоподвижные игры Пальчиковая гимнастика Физкультурные минутки Самомассаж Кинезиологические упражнения Су-Джок терапия Физкультурные занятия в спортивном зале 2 раза в неделю, 1 занятие на прогулке Гимнастика после дневного сна Артикуляционная гимнастика Биоэнегропласти ка Музыкальные занятия Логоритмика Психогимнастика Режим проветривания Гимнастика для глаз Закаливание Релаксация Профилактика гриппа – лук,чеснок Дыхательная гимнастика Ранняя диагностика и коррекция Индивидуальные и подгрупповые занятия Совместная деятельность педагогов и детей в режимные моменты Мониторинг Выработка новых направлений коррекционной работы
Утренняя гимнастика для получения заряда бодрости, стимула к рабочей активности на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Мытье рук прохладной водой и полоскание рта после еды являются щадящим методом закаливания.
Профилактика детского плоскостопия и косолапости Ежегодная диагностика состояния свода стопы у детей (мед. персонал). Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды. Закаливание стоп для укрепления мышц, связок и суставов. Гимнастика ортопедическая Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени. Совместная деятельность педагогического коллектива и семьи
Профилактика гриппа- аромамедальоны из киндер сюрпризов. Двигательно-оздоровительные упражнения, подвижные игры, динамические паузы и физкультминутки снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.
Биоэнергопластика – совместные движения руки и артикуляционного аппарата, благотворно влияют на активизацию речевой деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Релаксационные упражнения
Су-джок-терапия – это занятия с тренажёрами, развивающие не только мелкую моторику, ловкость, координацию движений, но и благотворно влияющие на речевую активность и коррекцию речевых нарушений.
Самомассаж – динамические упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем, активизирует кровообращение. Кинезиологические упражнения –комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать память и концентрировать внимание.
Подвижные, спортивные игры и физические упражнения на прогулке. Гимнастика дыхательная
Проблемно-игровые и коммуникативные игры беседы, этюды игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой
Для проведения диагностики использовалась система мониторинга Верещагиной Н. В., которая соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре ООП дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России 655) и позволяет выделять детей с проблемами в развитии, а затем направленно осуществлять психолого- педагогическую поддержку каждого ребёнка.
высокий уровень – 3,8 баллов и выше; средний уровень – 2,3 и 3,7 баллов; низкий уровень – менее 2,2, что свидетельствует о выраженном несоответствии развития личности ребёнка возрасту.
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-воспитательном процессе с детьми с ОНР позволило: снизить заболеваемость детей сформировать навыки здорового образа жизни способствовать сознательному участию детей в коррекционно-развивающих мероприятиях активизировать речевые и коммуникативные навыки достичь определённых успехов в преодолении речевых трудностей.
Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно- воспитательной работе не требует дополнительных вложений бюджетных средств.
Благодарю за внимание!
Литература 1. Игры в логопедической работе с детьми \ Под редакцией Селиверстова В.И., Прсвещение., М., 1985, 300 с. 2. Волошина Л.А. Организация здоровьесберегающего пространства.\ Дошкольное воспитание , С Лопухина И. А. Логопедия-речь, ритм, движение. СПБ.: «Дельта», 2003., 224 с 4. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В.Еремеева, Развитие личности., М., 2003, 120 с 5. Терновская Л.А., Теплякова С.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении., Методист., Волгоград, 2010, 150 с. 6. Фото из личного архива.