«Чтоб в каждой душе пробуждался поэт и художник…» Технология мастерских на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества писателей 18 века
Педагогическая мастерская. Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
Алгоритм процесса работы мастерской (шаги процесса) Начало, мотивирующее творческую деятельность (задание вокруг слова, мелодии рисунка, воспоминания). Работа с материалом (текст, схемы, иллюстрации, модели, проект). Соотнесение своей деятельности с деятельностью других. Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование. Творчество. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний
Рефлексивный этап урока - мастерской Рефлексивный этап - это завершение работы общим анализом пережитого, понятого, открытого в себе. Дети учатся анализировать свой духовный и нравственный опыт, свое отношение и настроение, высказывать свои суждения. Результат –свое видение проблемы, своего образа в сочинении, в творческой работе.
Типы мастерских Мастерская построения знаний; Мастерская письма; Мастерская отношений; Проектная мастерская; Исследовательская мастерская; Интегрированная мастерская; Мастерская интерпретации текста. Важно помнить, что главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции.
18 век - «Столетие безумно и мудро и до конца не разгадано" «М.В.Ломоносов» – технология исследовательской мастерской. Д.И.Фонвизин – мастерская исследования текста - «Школа» «Недоросля»; Н.М.Карамзин – психологическая мастерская (проблема современного прочтения повести); Г.Р.Державин – интегрированная мастерская.
Работа в группах «Литературоведы» «Историки»
I этап - мотивационный
Солдат Преображенского полка … в мундире «кургузом, с золотыми петлицами с желтым камзолом и такими же штанами, с прусскою претолстою косой, дугою выгнутой, и пуклями как грибы подле ушей торчащими, из густой сальной помады слепленными».
Тема интегрированной мастерской «Державин был человеком своей эпохи и век свой втащил в стихи весь – с его победами, полководцами, вельможами, крепостными, иллюзиями, дворцовыми празднествами. Но если поэзия Державина – это портрет екатерининского века, то чем он может быть интересен нынешнему читателю?»
II этап мастерской. Эпиграф: «… Державин писал о том, что хорошо знал, что видел, что возмущало его, рисовал портреты «с подлинников»,- оттого стихотворная речь поэта исполнена энергии, страсти». Г.П.Макагоненко
Задания для литературоведов: 1. «Портрет» А.В.Суворова 1. Каким вы увидели полководца Суворова в стихотворении Державина «Снегирь», написанном в день похорон Суворова? Похож ли он на свой памятник в Петербурге, где скульптор изобразил его в виде бога войны Марса в шлеме с пышным султаном? Стал ли он для вас от этого менее великим? («Историки» иллюстрируют ответы слайдами презентации, рассказывающей о жизни полководца и дружбе его с Державиным)
Служил почти полвека, начав службу в 18 лет капралом и закончив её генералиссимусом русской армии – это чин, который только в исключительных случаях присваивался полководцам. Суворов Александр Васильевич (13(24) или (18) )
Ни разу не побежденный В своих действиях Суворов руководствовался принципами: «Глазомер, быстрота и натиск», «Тяжело в ученье, легко в бою». От солдат он требовал инициативы, смекалки, умения применяться к быстро меняющимся обстоятельствам.
Суворов в ссылке в селе Кончанском
Переход Суворова через Альпы в 1799 году Преодолев кручи и пропасти, заснеженные перевалы, русские «чудо-богатыри» разгромили французов. Художник В.И. Суриков
Переход Суворова через Чертов мост Под открытым неприятельским огнем русское войско переправилось через пропасть по мостику, сделанному русскими из досок, перевязанными офицерскими шарфами.
«Здесь лежит Суворов» Если в Санкт- Петербурге вы придёте в Александро-Невскую лавру, то среди пышных памятников увидите плиту, на которой высечена простая надпись: «Здесь лежит Суворов». И всё. Эту эпитафию предложил умирающему Суворову Г.Р.Державин. Тот согласился: «Как хорошо!»
Фельдмаршал? Человек… Суворов любил простых солдат. Называл их орлами, богатырями, молодцами, переносил вместе с ними все тяготы военных походов, ел грубую солдатскую пищу.
2. «Портрет» Екатерины Великой Вопрос: «Какие качества Фелицы-Екатерины воспел в своей оде Державин?» позволяет ученикам ближе познакомиться как с образом Екатерины Великой, так и Державина. «Фелицей» он пытался подсказать государыне, как надо править по законам и справедливости. Он предлагал программу, Екатерине было лестно увидеть в стихотворении свой портрет.
3. Рыцарь закона Губернатор Тамбовской губернии ( ), Кабинет-секретарь Екатерины II ( ), Президент Коммерц- коллегии (с 1794), Министр юстиции ( ).
Ода «Властителям и судиям» (работа в парах) Ода «Властителям и судиям» написана по мотивам псалма пророка Асафа. Прочитайте псалом и сравните его с одой Г.Р.Державина. Псалом 81 Бог встал в сонме богов; среди богов произнес суд. Доколе судить вы будете неправильно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и и нищему оказывайте справедливость. Не знают, не разумеют, в темноте ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: «Вы боги, и сыны Всевышнего – все вы. Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей». Восстань, Боже, суди землю; ибо ты наследуешь все народы».
Стихотворение «Памятник" Прочитайте перевод Ломоносова оды Горация «К Мельпомене» и сравните со стихотворением Державина «Памятник». Что ценил в своей поэзии Гораций, а что Державин? К.С.Аксаков писал: «Лучшие строфы Державина можно смело уподобить землетрясению – они сокрушительны. Они, действительно, раскалены и стремительно извергают каменные глыбы и языка пламени. Он грозит неправедным властителям! Колоссальная энергия высвобождается в этих стихах, и самое сильное чувство у читателя, пожалуй, удивление – оттого, что всё остается на месте: буквы, бумага, книга, и можно эти стихи снова и снова перечитывать».
Рефлексивный этап мастерской Какие чувства испытали вы после прочтения «Властителям и судиям»? Современно ли это стихотворение? Напишите небольшое эссе о своих впечатлениях, памятуя обо всем услышанном и увиденном на уроках.
Результат применения современных технологий Использование современных технологий повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, что ведет к повышению уровня знаний, умений и навыков, способствует формированию целостной картины мира. Мастерские формируют человека активного, творческого, уверенного в себе, умеющего работать в паре, в группе, помогают каждому строить свои отношения с миром, с людьми и самим собой.
Используемые ресурсы: Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе.1996, 5. С Развивающие педагогические технологии html html Фото сканированы из журналов «Уроки литературы» (приложение к журналу «Литература в школе») за 2002 г. Черных О.Г. Практикум по литературе. М.Вако.2010
Автор работы: Горох Н.Г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ села Ключи Лысогорского района Саратовской области