Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 196 г. Хабаровск 2012 год Учитель-дефектолог: Дашкаева Эллина Анатольевна
Дошкольное образование должно обеспечить развитие детей в адекватных формах и видах деятельности, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. 1. Незрячие и частично видящие. 2. Слабовидящие дети. 3. Дети с косоглазием, амблиопией.
Состояние зрительной системы является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребёнка к обучению в школе. Актуальность: Современные тенденции образовательной системы. Запросы родителей. Важность развития креативности и способности к поиску новых знаний. Выпускники коррекционных групп для детей с косоглазием и амблиопией в подавляющем большинстве случаев продолжают обучение в общеобразовательных школах.
Создание условий для повышения уровня сформированности операционной стороны мышления во взаимосвязи с развитием зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией.
Усовершенствованы приёмы формирования операционной стороны мышления применительно к условиям развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения. Систематизированы и адаптированы, а также самостоятельно разработаны игры и упражнения для детей с патологией зрения, способствующие максимальному вовлечению в перцептивный процесс мыслительных операций.
Материал опыта может быть интересен и полезен как широкому кругу педагогов и специалистов, в частности работающих в области инклюзивного образования дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, так и родителям, желающим помочь своему ребёнку быть успешным.
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ синтезсравнениеобобщениеклассификацияконкретизацияабстракцияанализ
ВОСПРИЯТИЕ Предметность Целостность Обобщенность
Сравнительный анализ развития операционной стороны мышления и зрительного восприятия старших дошкольников в норме и при нарушениях зрения Уровни Нормально видящие дети Дети с нарушением зрения Количество детей % % высокий средний низкий Уровень развития операционной стороны мышления
Уровни Нормально видящие дети Дети с нарушением зрения Количество детей % % высокий средний низкий Уровень развития зрительного восприятия
Система коррекционно-педагогической работы для развития способностей детей анализировать, абстрагировать и обобщать в процессе формирования полноты и целостности зрительного восприятия
Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа способствовала переходу от практического решения мыслительных задач к внутренним умственным действиям, раскрывающим связи и закономерности окружающего ребёнка мира и формированию полноты, целостности и обобщённости зрительного восприятия Диаграмма 2. Итоговый уровень сформированности операций мышления
Обследование детей коррекционной подготовительной группы на ПМПК также подтвердило эффективность проводимой работы (коллегиальные заключения обследования ПМПК выданные Романовой Анне от и от , в которых отражена динамика развития ребёнка)
У детей с нарушением зрения не только повысился уровень сформированности операционной стороны мышления, но и значительно возросло качество зрительного восприятия как в сравнении с первоначальной диагностикой, так и относительно нормально видящих детей Диаграмма 3. «Развитие зрительного восприятия».
Развитие зрительного восприятия способствует формированию и дальнейшему совершенствованию всех компонентов других когнитивных функций, которые неразрывно связаны с его динамическим процессом Формирование операционной стороны мышления в единстве со зрительным восприятием у детей с патологией зрения значительно облегчает и расширяет возможности познания ими внешнего мира
Презентацию выполнила учитель-дефектолог Дашкаева Эллина Анатольевна МАДОУ 196 г. Хабаровск Фотосъёмка произведена с согласия родителей детей