Урок –проект по русскому языку на тему: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные» Презентацию составила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Алексеевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области» Малахаева Т.В.
Урок-проект Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.
Проблемные вопросы 1.Какую роль играют существительные в художественном тексте, в речевом высказывании? 2.Как разграничиваются имена существительные одушевленные и неодушевленные? 3.Как пишутся имена существительные собственные и нарицательные? 4.В чем заключается « волшебство» имени существительного?
Отчет групп по проделанной работе. 1.Мы нашли информацию о существительном и сочинили лингвистические сказки. 2.Оформили результаты исследовательской работы об одушевленных и неодушевленных существительных в форме игры «Кто? Что?». 3.Самыми интересными оказались работы «История имен». 4.Из этого можно сделать вывод, что имя существительное- «волшебная» часть речи.
Обращались к материалам учебника Работали со словарями. Источники информации Изучали справочную литературу. Использовали интернет-ресурсы.
красота красивый украшение украсить
Лексическое значение 1.Красота- совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху; все красивое, прекрасное. Красота русской природы. Город, исключительный по красоте. 2.Красивые, прекрасные места( в природе, в художественных произведениях). Красоты природы.
Афанасий Афанасьевич Фет. Это утро, радость эта, Это мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти горы, эти долы. Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна. Эти ивы и березы, Эти капли, эти слезы, Этот пух не лист. Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все- весна!
Отвечают на вопрос: Кто? Что? море птица
Пейзаж- изображение природы
Исаак Ильич Левитан «Весна. Большая вода»
Физкультминутка. Штормы и ветры нам не страшны, Ждут берега нас далекой страны. Пусть бури и ветры с тобой, верный друг! И помощь протянут тебе сорок рук. Будь смел и отважен, прочти много книг, В большом море знаний плыви, ученик! К чудесной Земле и заветной мечте, В нагруженном знаниями корабле!
Презентация игры «Кто? Что?»
Одушевленными или неодушевленными являются существительные?
ОдушевленныеНеодушевленные ВопросКТО?ЧТО? Что обозначает ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫНЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ Формула В.п. = Р.п. (во МН.ЧИСЛЕ) В.п. = И.п. (во МН.ЧИСЛЕ) Примеры И.п. ученики Р.п. учеников В.п. учеников И.п. столы Р.п. столов В.п. столы
Имена собственные и нарицательные Город, деревня, океан, озеро, река – н а р и ц а т е л ь н ы е. Имена людей, названия рек, городов, улиц пишутся с заглавной буквы и являются собственными.
Что означают имена? Владимир- владеющий миром. Богдан-данный Богом. Любим-любимый. Людмила- милая людям. Виктор- победитель. Сергей-высокочтимый. Александр- защитник. Дмитрий- обрабатывающий землю. Вадим-забияка. Евгений- благородный.
Рефлексия Мне было интересно… Новым для меня оказалось… Я научился… Я понял….
Спасибо за урок!
Домашнее задание Параграф Повторить. Упражнение 494. Упражнение 497. Расскажите об имени существительном по плану на с. 296( см. памятку). В ответах приводите примеры и разъясняйте их. К какому стилю относится ваше высказывание.