Семинар Дидактические требования к современному уроку Автор: заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ 3» г.Касимова Рязанской обл. С.В.Толмачева
« Урок есть искусство, его и надо доводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль… В педагогике не принято говорить о драма- тургии урока, а жаль: в хоро- шем уроке есть завязка, куль- минация, развязка, текст и подтекст» С.Л. Соловейчик
Урок как форма организационной работы существует с 17 века
Три постулата заложены в основании новой технологии урока. Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика». Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка». Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».
Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний Урок комплексного применения знаний Урок обобщения и систематизации знаний Урок контроля, оценки и коррекции знаний ТИПЫ УРОКОВ ПО ОСНОВНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ
Основные компоненты современного урока Организационный Целевой Мотивационный Коммуникативный Содержательный Технологический Контрольно-оценочный Аналитический
Требования к структуре урока.
Необходимо: - правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме ; - определить тип урока, продумать и обосновать его структуру; - связать этот урок с предыдущими и последующими уроками ;
- отобрать и применить опти- мальные сочетания методов изучения нового материала; -обеспечить систематический и разнообразный контроль знаний учащегося; -продумать систему повторения и закрепления изученного материала; -найти оптимальное место домашнему заданию.
Требования к подготовке и организации урока
-обеспечить на уроке охрану здоровья школьников; - начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме; - своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения;
-обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме; -создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.
Требования к содержанию урока и процессу учения.
-урок должен быть воспитывающим; -обязательно выполнять требования, вытекающие из основных дидактических принципов, т. е. обеспечить изучение основ науки, систематичность, прочность знаний, учёт индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью;
-процесс поиска истины должен быть строго обоснованным умо- заключениями учащихся и учителя, доказательным; -в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.
Требования к технике проведения урока.
-урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях; -темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершёнными; -необходим полный контроль во взаимодействии учителя и уча- щихся на уроке, педагогический такт;
-создать атмосферу доброжела- тельности и активного творчес- кого труда; -менять по возможности виды деятельности учащихся, опти- мально сочетать разнообразные методы обучения; -обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе; -управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока ак-тивно работают учащиеся.
Проект на уроке «пять П »: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.
Первая группа предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся: русский язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика
Вторая группа Вторая группа ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других): иностранные языки, информатика,ИЗО, технология, граждановедение, экология
1. Информационный этап. обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта; проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом; создать ситуацию, стимули- рующую к самостоятельному исследованию
2. Плановый этап. проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи; выделить среди них наиболее удачные; помочь учащимся составить план работы над проектом
3. Поисковый этап. составить список возможных источников информации; следить за ходом исследования; проводить консультации по методике сбора и обработки информации; корректировать деятельность участников проекта; обобщать промежуточные результаты
4. Обобщающий этап. организовать консультирование по обобщению материалов; помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения; продумать формы совместного обсуждения полученных результатов; выбрать форму представления проектов
5. Этап представления и защиты проекта. определить время и форму защиты проектов; подготовить сценарий защиты проектов; оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов
6. Аналитический этап. необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.
Дорогие педагоги! Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI– век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!
Литература