Мультимедийное пособие Музыкальные формы
Простые: 1. Куплетные (одночастные AА)- песня без припева 2. двухчастные А-Б – песня с припевом 3. Трехчастные А-Б-А1
Сложные: 1. Рондо (круг) основана на многократном (не менее трех раз) повторении главной темы – рефрена (А), чередующейся с эпизодами различного содержания АБАСАDA
ДЛЯ ЧЕГО? Многократное повторение главной мысли действует подобно внушению! Слушая музыкальные рондо, мы вновь и вновь поддаёмся обаянию главных тем, способных внушить нам восторг, и грусть, и сострадание...
1. Какая из схем соответствует форме рондо?
2. Какое из стихотворений написано в форме рондо? Я плачу. Вдоль пути печален сосен ряд. Уснул ямщик, забыв стегать худую клячу. Смотря на огненный, торжественный закат, Я плачу. Там, в небе пламенном, я, малый, что я значу? Здесь тихо дни ползут, а там века летят, И небу некогда внимать людскому плачу! Так и в её душе - я, только беглый взгляд… И с мыслью обо всём, что скоро я утрачу, С унылой памятью утерянных услад, Я плачу… В.Брюсов. Я здесь, Инезилья, Я здесь под окном. Объята Севилья И мраком и сном. Исполнен отвагой, Окутан плащом, С гитарой и шпагой Я здесь под окном. Ты спишь ли? Гитарой Тебя разбужу. Проснётся ли старый, Мечом уложу. А.С.Пушкин
Самые знаменитые рондо
Л. Дакен Рондо «Кукушка»
В.А.Моцарт Соната ля мажор 3 часть Рондо в турецком стиле или «Турецкий марш»
Л.В.Бетховен Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»
М.И.Глинка Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»
2. Вариации A,A1,A2,A3,A4…: строгие, свободные, бассо остинато;
Сонатная форма основополагающая структура, весьма часто применяемая в первых (а также и в иных) частях сольных инструментальных сонат, произведений для инструментальных ансамблей, симфоний, концертов
1. Экспозиция – показ основных тем Вступление А.главная тема Б.побочная тема 2. Разработка –взаимодействие («игра», столкновение, борьба основных тем) 3. Реприза –повторение основных тем 4. Кода –завершение, финал
В сонатной форме написаны увертюры, 1 части сонат и симфоний Увертюра – это музыкальное вступление к опере, балету или другому спектаклю
Увертюра к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила»
Уве ртю ра к опе ре М. И.Г лин ки «Ру сла н и Лю дм ила » 1.Экспозиция: Вступление Главная тема (образ Руслана)- светлая, богатырская, удалая,
Побочная тема (образ любви) – певучая, радостная
Уве ртю ра к опе ре М. И.Г лин ки «Ру сла н и Лю дм ила » 2. Разработка – «игра» тем вступления, главной и побочной 3. Реприза – повторное звучание главной и побочных тем Тема злого волшебника Черномора 4. Кода – заключительная часть увертюры
Уве ртю ра к опе ре М. И.Г лин ки «Ру сла н и Лю дм ила »
Список ресурсов:
ЗМОУ «Средняя общеобразовательная школа 4» Мультимедийное пособие Музыкальные формы выполнено учителем музыки Горожанцевой Еленой Павловной Г.Заречный Свердловской области 2011
Выражаю благодарность Библиотеке ЦОРов, педагогам музыки, чьей презентацией Рондо я воспользовалась