Семинар-практикум для воспитателей Подготовила педагог-психолог Греметчук Юлия Борисовна
Предварительная работа: Изучение литературы по теме. Анкетирование родителей и педагогов.
Личностные качества и установки Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями Выдержка, тактичность Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения Наблюдательность, уважительность
О современных формах организации общения О методах изучения семьи О методах активизации родителей О специфике взаимодействия Общественного и Семейного воспитания Знания О семье Об особенностях семейного воспитания
Умения и навыки Умение преодолевать психологические барьеры общения Владение методами изучения семьи Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье Умение ориентироваться в информации Умение конструировать программу деятельности с родителями Умение организовывать традиционные и нетрадиционные формы общения
Коммуникативные умения и навыки Устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им Предвидеть результаты общения Управлять своим поведением Проявлять гибкость в общении с родителями Владеть этикетными нормами речи и поведения
Понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть Знает, что нужно, чтобы общение было интересным и содержа- тельным Активно действует
Правила построения эффективного общения Правило «Трёх плюсов» Улыбка Имя собеседника Комплимент
Приёмы установления хорошего контакта с собеседником Контакт глаз (доброжелательный, внимательный взгляд); Убрать «барьеры» Короткая дистанция и удобное расположение; открытые жесты Использовать приём присоединения
«Трудные родители» Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступательную позицию Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу
Чтобы избежать противостояния с родителями: Проявлять сдержанную доброжелательность и открытость Подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка Не стремиться во что бы то ни стало отстаивать свою позицию Обсуждать проблему, а не личные качества ребенка Показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга»
1. Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально- экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М.,1995. С. 112– Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) СПб.: Издательство «Речь», с: ил. 4. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома (Психотехнические упражнения и коррекционные программы) - М., Новая школа, – 144 с.