Информационные технологии – это огромная растущая область деятельности, приоритетом которой является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и использования ИТ, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания. Этот процесс инициирует : совершенствование хранения и распространения педагогического опыта ; совершенствование отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания ; создание и внедрение новых методических систем обучения ; создание и использование новых методик контроля и оценки уровня знаний ; создание новых форм учебного процесса, позволяющих уменьшить непроизводительные затраты труда учителей
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса.
1) с учащимися ( логодиагностика, развивающая и коррекционно - логопедическая работа, логопедическое просвещение ) - 60% от общего использования ИКТ в работе ; 2) с педагогами ( сопровождение профессионального развития педагога, логопедическое просвещение и консультирование ) 20%; 3) с родителями ( логопедическое просвещение, групповое консультирование ) 20%
Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернет; Возможность опосредованного консультирования и просвещения; Точность и быстрота обработки диагностического материала; Большой интерес учащихся к современным информационным технологиям ( а следовательно это можно использовать для повышения учебной мотивации); Наличие компьютерных развивающих тренажеров; Высокое качество и наглядность стимулирующего материала
Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. В современных условиях логопедические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Логопед сам может готовить задания в электронном виде, используя такие программы как MS PowerPoint, Word, Excel, Krabtest и другие.
готовый продукт : Компьютерные логопедические тренажеры ; батареи компьютерных тестов ; приключенческие квесты и обучающие игры ; книги, учебники и энциклопедии ; электронные рассылки ; логопедические ресурсы Рунета самостоятельно - разработанный инструментарий : игры и программы - презентации, составленные с помощью программы Microsoft Power Point; веб - страницы и веб - сайт (« Логопедия для учителя »); подборки компьютерных тестов, набранных в креаторе тестов ; цифровые видеоролики и др.
Использование программы создания презентаций MS PowerPoint представляется очень удобной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. М _ м _ купил _ в м _ г _ зине в _ ту Около дом _ стоит _ втомобиль. Соб _ к _ сидит около будки. В з _ боре был _ огромн _ я дыр _ Л ИЗ-ПОД
Синий – голубой Фиолетовый – сиреневый Чёрный – серый Жёлтый – лимонный Красный – бордовый Розовый - малиновый Для последовательного восприятия учащимися учебного материала небольшими порциями существует настройка анимации.
Давай прогуляемся с тобой по лесу и послушаем разные звуки. При желании можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.
Данная программа удобна для совместной проектной деятельности учащихся и учителя - логопеда.
Цели и задачи ; познакомить детей с буквой У, учит соотносить звук с буквой и символом, отрабатывать четко произношение звука У ; учить детей выделять звук У в ряду звуков, слогов и слов ; определять основные признаки ягод и грибов, обогащать словарь детей словами со звуком У ; развивать у детей навык письма ; тренировать детей в понпимании пословиц и поговорок ; развивать у детей зрительное восприятие, память, внимание, связную речь. Оборудование : стилизованная буква У, символ для обозначения буквы У, запись буквы У в печатном и рукописно шрифта пособие « Уля в лесу », карточки с изображением ягод и грибов со звуком У, парные картинки, текст сказки : « Заяц - хваста », карточки разных цветов ; альбомы. Мои разработки логопедических занятий выполнены в виде слайдовых презентаций (PowerPoint) и демонстрируются на экране с помощью проектора. Авторские разработки занятий применяются для : Цели и задачи: закрепить знания детей о гласных звуках и буквах; познакомить детей с характеристикой и нормой произношения звука О; учить соотносить звук с буквой и символом; развивать навыки звукового анализа и синтеза; припомнить вместе с детьми произведения К.И. Чуковского; формировать знания о структуре предложений (учить подбирать предложения к предложенным схемам); учить составлять предложения по картинкам; закреплять навыки орфографически правильного письма и знания языковых норм языка; развивать зрительную память, внимание, восприятие, логическое мышление. Оборудование: буква О (запись на доске); стилизованное изображение буквы О; символ звука О; пособие.Колодец.; разрезная картинка с изображением ослика Жоры; альбомы. Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О
Флажок Я в руке - флажок держу И ребятам им машу. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. Лодка Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
С С С автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи Выбери овощи, в названии которых есть звук «Р»
Груша Шиповник Вишня Крыжовник Инжир Ежевика Гру. а, кры. овник,. иповник, ин. ир, ви. ня, е. евика Дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи
БЕЛКА Развитие связной речи и познавательных способностей (« Четвёртый лишний », « Загадки », « Сериация »)У
ЛОШАДЬ ОСЕЛ КОРОВА ? ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ На этапе закрепления пройденной темы использую тестовые задания с выбором ответа (Krabtest).
При обработке результатов обследовании речи учащихся, для ведения мониторинга речевого развития детей удобно применять MS Excel ( Тестовая экспресс - диагностика сенсомоторного уровня развития речи по методике Фотековой Т. А.). Тесты Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Обозн. на диаграмме Рядоговорение 20%53,4%26,6% Ритмы 13,3%33,3%53,4% Кулак-ребро-ладонь 53,4%26,6%13% Повторение цифр 13,5%33,3%53,4% Данные эксперимента представлены в таблице и диаграммах.
Использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения ; систематизировать работу школьного логопеда.