МОУ СОШ 18 г. Костромы Рыбкина Н.В. Использование технологии «развития критического мышления» на уроках биологии. Использование технологии «развития критического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Составила учитель биологии МОУ Карачихской СОШ ЯМР ЯО Комарова Н.А.
Advertisements

Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Рефлексия на уроках биологии ( развитие мыслительной деятельности )
Выполнила Дробязко М. А.. Д.Клустер Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Приёмы и методы технологии развития критического мышления Флимина Жанна Борисовна учитель начальных классов МОУ «СОШ 4 г. Ртищево»
«Применение технологии развития критического мышления на уроках математики»
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) ТРКМ известна в России с 1997 года.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Авторы технологии развития критического мышления через чтение и письмо Чарльз Темпл Курт Мередит Джинн Стил Джинн Стил.
ЗНАЮХОЧУ ЗНАТЬ Луна, как и земля, вращается вокруг своей оси. Земля делает оборот за 24 часа, а Луна – за месяц. Оборот вокруг Земли Луна совершает так.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Транксрипт:

МОУ СОШ 18 г. Костромы Рыбкина Н.В. Использование технологии «развития критического мышления» на уроках биологии. Использование технологии «развития критического мышления» на уроках биологии. Составила учитель биологии МОУ СОШ 18 города Костромы Рыбкина Н.В.

МОУ СОШ 18 г. Костромы Рыбкина Н.В. Актуальность технологии «развития критического мышления» в образовательном процессе. В последнее время в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности у учащихся формируются только тогда, когда созданы социальные условия для их реализации. Если ученик с самого начало учебного процесса начинает творить, что-то придумывать, то это является фундаментом для формирования творческой личности ребенка. Поэтому, каждый учитель вправе выбрать и работать в той или иной технологии, которую он считает В последнее время в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности у учащихся формируются только тогда, когда созданы социальные условия для их реализации. Если ученик с самого начало учебного процесса начинает творить, что-то придумывать, то это является фундаментом для формирования творческой личности ребенка. Поэтому, каждый учитель вправе выбрать и работать в той или иной технологии, которую он считает наиболее реализуемой в рамках образовательного процесса. наиболее реализуемой в рамках образовательного процесса.

МОУ СОШ 18 г. Костромы Рыбкина Н.В. История технологии «развития критического мышления». Технологию «критического мышления» предложили в середине 90-х годов 20 века американские педагоги Технологию «критического мышления» предложили в середине 90-х годов 20 века американские педагоги Дж.Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: «Как учить мыслить?». Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. Дж.Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: «Как учить мыслить?». Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. Например, А.П.Черняевская отмечает, что технология развития критического мышления, это разновидность личностно-ориентированного обучения. Отличие в том, ЛОО достигает уровня технологической проработки метода. Например, А.П.Черняевская отмечает, что технология развития критического мышления, это разновидность личностно-ориентированного обучения. Отличие в том, ЛОО достигает уровня технологической проработки метода.

МОУ СОШ 18 г. Костромы Рыбкина Н.В. Что такое технология «критического мышления»? Что такое технология «критического мышления»? « Критическое мышление»- обозначение некоторого педагогического подхода. «Критическое мышление»-новый взгляд на урок, это технология дает освоение нового способа познания нового. «Критическое мышление» можно отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.

МОУ СОШ 18 г. Костромы Рыбкина Н.В. Цели технологии «развития критического мышления» 1. Мотивация к учению 2. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений 3. Развитие рефлексивного умения 4. Формирование обобщений Цели

МОУ СОШ 18 г. Костромы Рыбкина Н.В. Основные направления формирования мыслительной деятельности у учащихся в технологии «РКМ» Основные направления формирования мыслительной деятельности у учащихся в технологии «РКМ» Заинтересовать учащихся. Заинтересовать учащихся. Побудить его к деятельности. Побудить его к деятельности. Создать условия для обобщения. Создать условия для обобщения. Научить добывать информацию. Научить добывать информацию. Способствовать развитию критического мышления. Способствовать развитию критического мышления. Научить самоанализу. Научить самоанализу. Рефлексия. Рефлексия.

МОУ СОШ 18 г. Костромы Рыбкина Н.В. Признаки технологии «развития критического мышления». Признаки технологии «развития критического мышления». Продуктивность (формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком) Самостоятельность (ответственность) Аргументированность (приводить убедительные доводы) Многогранность (приводить убедительные выводы) Индивидуальность (личная работа с информацией) Социальность (работа осуществляется в парах, в группах)

МОУ СОШ 18 г. Костромы Рыбкина Н.В. Структура урока в концепции «развития критического мышления». Структура урока в концепции «развития критического мышления». Этапы Характеристика Вызов (ликвидация чистого листа) Ученик ставит перед собой вопрос: «Что я знаю»? по данной теме. Возможна работа с вопросами по данной проблеме урока. Ученик ставит перед собой вопрос: «Что я знаю»? по данной теме. Возможна работа с вопросами по данной проблеме урока. Осмысление (реализация осмысления) На данной стадии ученик под руководством учителя с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии. Рефлексия(размышление) Размышление, обобщение того, «что узнал» ученик на уроке по данной проблеме.

МОУ СОШ 18 г. Костромы Рыбкина Н.В. Приемы, используемые на разных стадиях урока. Приемы, используемые на разных стадиях урока. Стадии Стадии Приемы, Приемы, используемые на каждой стадии Вызов Вызов Карта познания, кластер, краткое эссе, мозговой штурм, перепутанные логические цепочки, заполнение первой колонки Карта познания, кластер, краткое эссе, мозговой штурм, перепутанные логические цепочки, заполнение первой колонки Осмысление Чтение с остановками и пометками, работа в парах, поиск ответов на вопросы, поставленные на стадии вызова, определение терминов, исправление логических цепочек, проверка утверждений, заполнение второй колонки Чтение с остановками и пометками, работа в парах, поиск ответов на вопросы, поставленные на стадии вызова, определение терминов, исправление логических цепочек, проверка утверждений, заполнение второй колонки Рефлексия Рефлексия Карта познания, эссе, проведение дискуссии, взаимоопрос, взаимопроверка, синквейн, обсуждение, оценка работы на уроке, заполнение третьей колонки. Карта познания, эссе, проведение дискуссии, взаимоопрос, взаимопроверка, синквейн, обсуждение, оценка работы на уроке, заполнение третьей колонки.

МОУ СОШ 18 г. Костромы Рыбкина Н.В. Таблица к уроку. Что я знаю? Что хочу знать? Что нового узнал ?

МОУ СОШ 18 г. Костромы Рыбкина Н.В. Правила технологии «развития критического мышления». Правила Значение Задавайте вопросы Задавайте вопросы Вопросы могут служить мотивацией к изучению нового материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного. Анализируйте идеи, тексты. Анализ- это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Исследуемый процесс раскладывается на части. Анализ осуществляется по нескольким направлениям, с помощью значков в тексте. «V»- «уже знал», «+» - новое, «-» - думал иначе, «?»- «не понял вопроса» Исследуйте факты, доказательства Мыслительную деятельность у учащихся, формирование заинтересованности к изучаемому объекту. Высказывайте свои мысли, идеи, предложения Это может говорить о погруженности учащихся и их интереса по данному материалу. V+-?

МОУ СОШ 18 г. Костромы Рыбкина Н.В. Различные задания по биологии с применением технологии «развития критического мышления». Тема: «Внутреннее строение кольчатых червей». 7 класс. «Перепутанная мозаика». Цель: способствовать формированию у учащихся умения анализировать, устанавливая взаимосвязь части и целого при изучении данного объекта. Выделительная система Нервная система Переваривает пищу Кожно-мускульный мешок Половая система Участвует в Воспроизведения потомства Обеспечивает связь С окружающей средой Удаляет жидкие вредные Для организма вещества Удаляет твердые непереваренные остатки Пищеварительная система Переносит кислород И углекислый газ Защита внутренних органов Анальное отверстие

МОУ СОШ 18 г. Костромы Рыбкина Н.В. Различные задания по биологии с применением технологии «развития критического мышления». Тема: «Экосистемы». 9 класс. Слепое письмо. Цель: способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти. Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ. Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие в новые формы, называют……….Они представлены в основном видами, относящимися к ……миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют…..Они представлены видами, относящимися к ……..и……. Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие в новые формы, называют……….Они представлены в основном видами, относящимися к ……миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют…..Они представлены видами, относящимися к ……..и…….

МОУ СОШ 18 г. Костромы Рыбкина Н.В. Различные задания по биологии с применением технологии «развития критического мышления». Тема: «Фотосинтез».10 класс. Разбивка на кластеры. Педагогическая стратегия «Разбивка на кластеры» используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Это служит для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определенная тема будет изучена более тщательно. В основном это та стратегия, которая дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме. Педагогическая стратегия «Разбивка на кластеры» используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Это служит для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определенная тема будет изучена более тщательно. В основном это та стратегия, которая дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме. Алгоритм действий : Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на классной доске, или на другой поверхности, которую можно использовать для письма. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на классной доске, или на другой поверхности, которую можно использовать для письма. Начните записывать слова или предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой. Записывайте все, что приходит вам на ум. Начните записывать слова или предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой. Записывайте все, что приходит вам на ум. фотосинтез хлоропласт лист вода глюкоза углекислый газ Зеленые растения хлорофилл свет

МОУ СОШ 18 г. Костромы Рыбкина Н.В. Значение «развития критического мышления» в образовательном процессе. Формирует самостоятельное мышление Вооружает методами и способами самостоятельной работы Реализует возможность управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик» Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса

МОУ СОШ 18 г. Костромы Рыбкина Н.В. Выводы Технология «РКМ» играет большую роль в образовательном процессе как для учителя, так и для ученика. Для учителя на уроке: Выделять цели учения; Выделять цели учения; Повышает мотивацию к учению; Повышает мотивацию к учению; Обеспечивает активизацию образовательного процесса; Обеспечивает активизацию образовательного процесса; Стимулирует мышление; Стимулирует мышление; Создает атмосферу творчества, самостоятельности Создает атмосферу творчества, самостоятельности Для ученика на уроке: Работать в парах, группах; Работать в парах, группах; Создавать свой продукт; Создавать свой продукт; Аргументировать, создавать, анализировать; Аргументировать, создавать, анализировать; Формирование умений работать с различными источниками информации. Формирование умений работать с различными источниками информации.