Письмо – вид речевой деятельности, который предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Психофизическая основа письма – взаимодействие речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного анализаторов и таких процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.
трудности запоминания букв, из-за проблем с дифференцировкой. трудности соотнесения звука и буквы, печатной буквы и письменной. затруднения в списывании, особенно по слогам. письмо по слуху.
длительное запоминание буквы; смешение буквенных знаков; неправильное начертание буквы; неверное расположение букв на тетрадном листе; зеркальность письма;
затруднения в соотнесении звука с соответствующей буквой; неправильное соединение букв в слоге. не отделяют гласные звуки от согласных (стол – стл); смешивают акустически сходные звуки (Барбос – Парпос); переставляют буквы, т.е. нарушают строение слова (кошка – кокша); пропускают и переставляют местами слоги (сушили – сушли, защита – затащи).
Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки. Аграфия - полная неспособность овладеть процессом письма или потеря этого навыка.
Аграмматическая Акустическая (фонематическая) Артикуляторно – акустическая Оптическая Вербальная Литеральная На почве нарушения языкового анализа и синтеза Идеаторная
Тренировка пространственно – зрительного восприятия и зрительной памяти. Предупреждение ошибок на уровне буквы. Предупреждение ошибок на уровне слога. Предупреждение ошибок на уровне слова Предупреждение ошибок на уровне словосочетания
Предупреждение ошибок на уровне предложения Предупреждение ошибок на уровне текста Различные виды списывания Проведение различных видов диктантов
1. Помочь запомнить сходные буквенные знаки 2. Научить соотносить звуки и буквы. 3. Научить ориентироваться на листе бумаги. 4. Научить списывать с текста. 5. Научить писать по слуху.
Большая часть работы отводится либо подготовительной работе, либо письму. Проведение гимнастики для пальцев. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Предварительный анализ того, что дети будут писать. Проведение двух физминуток.
1. Гимнастика для пальцев. 2. Повторение пройденного материала. 3. Знакомство с новой буквой. 4. Письмо строчки букв. 5. Повторное письмо буквы.
6. Работа по развитию фонематического слуха и звукового анализа 7. Списывание с печатного или рукописного текста с обязательным проговариванием. 8. Письмо по слуху с предварительной подготовкой. 9. Рисование бордюров. ФИЗМИНУТКИ