ГБОУ средняя общеобразовательная школа Российско-Словацкой дружбы Презентация к уроку: « Добро и зло в рассказе Леонида Андреева «Кусака» Разработала: учитель русского языка и литературы Шевченко Лариса Александровна Москва 2014 год
«Человечность определяется не по тому, как мы общаемся с людьми, А по тому, как ведем себя с животными.» Чак Паланик Добро и зло в рассказе Леонида Андреева «Кусака»
Цели: 1. проанализировать содержание рассказа в соответствии с темой урока. 2. расширять активный запас слов учащихся, объясняя значения этических норм. 3. способствовать воспитанию доброты, сострадания, чувства любви и благодарности как составляющих понятия "добро", учить видеть и различать "добро" и "зло". 4. способствовать формированию интереса к поставленной проблеме.
ЧМУВКАШТ ЕУМЕБКУА ХТОНУРПН ОСЙЕЛИИК ВЛТГЬНВА ТОУРКААН
ЧМУВКАШТ ЕУМЕБКУА ХТОНУРПН ОСЙЕЛИАК ВЛТГЬНРА ТОУРКАТО
родился в семье землемера, после смерти отца Леониду пришлось искать работу, чтобы кормить семью учился в Орловской гимназии, затем в Московском и Петербургском университетах на юриста, много читал первый рассказ «Баргамот и Гараська» напечатан в 1892 году Андреев изображает мир, в котором страдают и взрослые и дети темы одиночества, всеобщего неблагополучия и ощущения близкого конца света главные в его творчестве в 1917 году эмигрировал в Финляндию и страдал вдали от Родины, не умея жить без России
…она никому не принадлежала у неё не было собственного имени гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улицев неё бросали камнями и палками она мчалась на край посёлка, пряталась, там зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу До знакомства с «добрыми людьми»
на одну зиму поселилась под террасой пустой дачи и бескорыстно сторожила её по ночам лаяла до хрипоты, уже улёгшись, злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало довольство собой и гордость
весной приехали из города дачники первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка, выбежавшая в сад : беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в кустах Скоро её приручили, стали звать Кусакой, наперерыв ласкать и кормить
Кусака одинока Кусака любит и любима 1.« Грязная, некрасивая, с длинной шерстью, висевшей рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью ». 2. Никому не принадлежала. 3. Не было имени. 4. Ребята бросали камнями и палками. 5. Взрослые весело улюлюкали и страшно свистали ; 6. Зализывала ушибы и раны, копила страх и злобу. 7. Не доверяла людям, иногда со злобою набрасывалась и пыталась укусить. 1. « Расцвела всей своей собачьей душою, шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас ». « Гордая и независимая изменилась до неузнаваемости ». 2. Спокойно и уверенно ложилась на свое место под террасой. О пище не надо заботиться. 3. Появилось имя. 4. Никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем. 5. Ласкали и играли с ней. 6. У нее отняли нестерпимую злобу. 7. Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким.
имя + хозяин + возможность служить = счастье.
жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи… смутно предчувствуя беду, Кусака убежала на край сада сквозь облака прорвался солнечный луч, жёлтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным …Лёля лишь на вокзале вспомнила, что не простилась с Кусакой Наступила ночь… собака жалобно и громко завыла Собака выларовно, настойчиво и безнадёжно спокойно… Собака выла
ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДОБРО, НАДЕЖДА, ДОВЕРИЕ, ЗАБОТА, СОЧУВСТВИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ЛАСКА, ЛЮБОВЬ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ПРИДУМАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ
Список используемой литературы: 1.Учебник-хрестоматия. «Литература. 7 класс». В 2-х частях, ч.2 Л./ Андреев «Кусака», М. «Просвещение», 2012 г. 2. Иллюстрации к презентации Kusaka/Andreev-Kusaka.html 3. Авторская разработка