Гавриленко Елена Михайловна, учитель Гавриленко Елена Михайловна, учитель МОУ «Дмитриевская основная общеобразовательная школа» МОУ «Дмитриевская основная общеобразовательная школа» Оренбургская область, Бузулукский район Оренбургская область, Бузулукский район
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Россия вышла на первое место в мире по числу самоубийств среди подростков и лидирует по количеству убийств детей и молодежи в Европе
Признаки, указывающие на возможность суицида: Человек начинает замыкаться в себе, сторониться общества других людей.Человек начинает замыкаться в себе, сторониться общества других людей. Начинает раздавать свое личное имущество.Начинает раздавать свое личное имущество. Чаще обычного ведет разговоры о смерти и самоубийстве.Чаще обычного ведет разговоры о смерти и самоубийстве. Когда он принимает окончательное решение, к нему после состояния депрессии возвращаются спокойствие и даже веселое настроение.Когда он принимает окончательное решение, к нему после состояния депрессии возвращаются спокойствие и даже веселое настроение.
Три типа несовершеннолетних с суицидальным поведением. Альтруисты приносят себя в жертву какому- либо социальному веянию.Альтруисты приносят себя в жертву какому- либо социальному веянию. Эгоисты пытаются уйти из жизни, когда проигрывают в борьбе с обществом, которое их не устаивает.Эгоисты пытаются уйти из жизни, когда проигрывают в борьбе с обществом, которое их не устаивает. Анимистический тип проявляется в том, что подростки под влиянием кризисной ситуации, потрясения пытаются уйти из жизни.Анимистический тип проявляется в том, что подростки под влиянием кризисной ситуации, потрясения пытаются уйти из жизни.
Рекомендации педагогам и родителям по оказанию помощи детям в предотвращении суицидального поведения: Откажитесь от авторитарности и приказного тона в общении с ребенком.Откажитесь от авторитарности и приказного тона в общении с ребенком. Стройте отношения на основе договора, просьб, объяснений.Стройте отношения на основе договора, просьб, объяснений. Серьезно относитесь ко всем угрозам со стороны ребенка. Помните, подростки не имитируют суицид.Серьезно относитесь ко всем угрозам со стороны ребенка. Помните, подростки не имитируют суицид. Дайте почувствовать ребенку, что вам не безразличны его проблемы.Дайте почувствовать ребенку, что вам не безразличны его проблемы. Отстаивайте свою точку зрения, что самоубийство – неэффективный способ решения проблем.Отстаивайте свою точку зрения, что самоубийство – неэффективный способ решения проблем. Прибегните к помощи авторитетных для подростка людей.Прибегните к помощи авторитетных для подростка людей. Обратитесь вместе с подростком в психоневрологический диспансер, к детскому или подростковому психиатру.Обратитесь вместе с подростком в психоневрологический диспансер, к детскому или подростковому психиатру. Не бойтесь попросить о помощи.Не бойтесь попросить о помощи.
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, склонных к суицидам: – определите источник психологического дискомфорта;– определите источник психологического дискомфорта; – выясните, как ребенок решал сходные ситуации в прошлом;– выясните, как ребенок решал сходные ситуации в прошлом; – определите, что может быть полезным для разрешения настоящей проблемы;– определите, что может быть полезным для разрешения настоящей проблемы; – выясните, что остается позитивно значимым для подростка;– выясните, что остается позитивно значимым для подростка; – научите использовать методы снятия психологического напряжения;– научите использовать методы снятия психологического напряжения; – попытайтесь уменьшить степень психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение;– попытайтесь уменьшить степень психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение; – вселяйте надежду на лучшее будущее;– вселяйте надежду на лучшее будущее; – попробуйте сформулировать ближайшую реалистичную цель для ребенка;– попробуйте сформулировать ближайшую реалистичную цель для ребенка; – не оставляйте подростка одного в ситуации высокого суицидального риска.– не оставляйте подростка одного в ситуации высокого суицидального риска.
Литература Вагин, И.О. Психология жизни и смерти /И.О. Вагин. – СПб: Питер, – 160 с.Вагин, И.О. Психология жизни и смерти /И.О. Вагин. – СПб: Питер, – 160 с. Коночук, Н.В. О психологическом смысле суицида / Н.В.Коночук // Психологический журнал, – 5. – С.95 – 102.Коночук, Н.В. О психологическом смысле суицида / Н.В.Коночук // Психологический журнал, – 5. – С.95 – 102. Матвейчик, Т.В. Профилактика суицидального поведения у подростков / Т.В. Матвейчик, В.И.Иванова // Народная асвета. – – 10. – С Матвейчик, Т.В. Профилактика суицидального поведения у подростков / Т.В. Матвейчик, В.И.Иванова // Народная асвета. – – 10. – С Интернет ресурсы.Интернет ресурсы.