Эстетика модернизма Суворова Е. Ю. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 г. Гурьевска презентация к уроку для 10 класса
МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne современный), в искусстве совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма).
Архитектура Антонио Гауди Церковь Святого Семейства. Барселона гг.
Каса Бальто Антонио Гауди
Каса Мила Антонио Гауди Архитектурно-скульптурный декор кажется состоящим из живых, застывших только на мгновение форм. Символика живого завершается в оформлении крыши в виде спины дракона. Каса Мила классический образец модерна: своим образно- символическим характером (первый этаж решен как подземный мир грота, линии фасадов напоминают движение морских волн), неуловимым переходом от симметрии к асимметрии, изысканным сочетанием разнородных материалов, орнаментальным богатством балконных решеток из кованого железа
Этор Гимар. Павильон станции метрополитена в Париже г.
Ф.О. Шехтель. Парадная лестница особняка С. П. Рябушинского в Москве гг.
Живопись. Графика Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галет»
Эдгар Дэга «Голубые танцовщицы»
Поль Сезан. «Гора Сент-Виктуар»
Абрахам Миньон «Цветы в вазе», конец 17 в. Поль Сезан. «Букет цветов в голубой вазе», конец 19 в.
Огюст Ренуар «Девушка с веером» Клод Моне «Руанский собор в полдень»
МУХА (Mucha) Альфонс ( ), чешский художник, один из создателей стиля модерн, жил и работал главным образом в Праге. Выступал как график, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства и как театральный художник. Сквозь все его творчество проходит образ элегантной красавицы «в стиле Мухи», олицетворяющей дух чувственной неги. Этот образ сохранил популярность до сих пор благодаря широкому распространению репродукций афиш по эскизам Мухи.
Орби Бердсли Иллюстрация к драме «Соломея»
Анри Тулуз- Лотрек, плакат, 1892 г.
Михаил Врубель
Василий Кандинский
Мода Дамская спортивная одежда г. Вечерние туалеты г.
Дамские костюмы г.
Вечерние платья. Журнал «Вог» Г.
Вечерние платья. Журнал «Вог» Г
Драгоценности Сары Бернар. Из книги «Париж. Конец века.»
Литература «Серебряного века» условное обозначение культурной эпохи в истории России рубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику и науку с конца 1950-х – начала 1960-х гг. В эмиграции одним из первых использовал эту формулу в применении к эпохе рубежа веков поэт и критик Н. А. Оцуп в статье «Серебряный век» (1933; расширенный вариант – «Серебряный век» русской поэзии», 1961) термин закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями.
Символизм направление в европейском и русском искусстве х гг.; направление в европейском и русском искусстве х гг.; Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную» Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную» Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» сакральное действо, выходящее за пределы искусства. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» сакральное действо, выходящее за пределы искусства.
Символисты Декаденты Зинаида Гиппиус Сердце исполнено счастьем желанья, Счастьем возможности и ожиданья,– Но и трепещет оно и боится, Что ожидание – может свершиться... Полностью жизни принять мы не смеем, Тяжести счастья поднять не умеем, Звуков хотим,– но созвучий боимся, Праздным желаньем пределов томимся, Вечно их любим, вечно страдая,– И умираем, не достигая год.
«Старшие символисты» Константин Бальмонт Портрет кисти В. Серова Я изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны. Я внезапный излом, Я играющий гром, Я прозрачный ручей, Я для всех и ничей…
Валерий Брюсов Поэту Ты должен быть гордым, как знамя; Ты должен быть острым, как меч; Как Данте, подземное пламя Должно тебе щеки обжечь. Всего будь холодный свидетель, На все устремляя свой взор. Да будет твоя добродетель – Готовность взойти на костер. Быть может, всё в жизни лишь средство Для ярко-певучих стихов, И ты с беспечального детства Ищи сочетания слов…
«Младшие символисты» Андрей Белый
Акмеизм (от греч. akme высшая степень чего-либо, цветущая сила), (от греч. akme высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам ); течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам ); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. «Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека. «Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.
Акмеисты Анна Ахматова
Николай Гумилев Да, я знаю, я вам не пара, Я пришел из иной страны, И мне нравится не гитара, А дикарский напев зурны. Не по залам и по салонам Темным платьям и пиджакам – Я читаю стихи драконам, Водопадам и облакам. Я люблю как араб в пустыне Припадает к воде и пьет, А не рыцарем на картине, Что на звезды смотрит и ждет,
Осип Мандельштам За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей, – Я лишился и чаши на пире отцов, И веселья, и чести своей. Мне на плечи кидается век–волкодав, Но не волк я по крови своей: Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей... Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы, Ни кровавых костей в колесе; Чтоб сияли всю ночь голубые песцы Мне в своей первобытной красе. Уведи меня в ночь, где течет Енисей И сосна до звезды достает, Потому что не волк я по крови своей И меня только равный убьет.
Футуризм Футуризм (от лат. futurum будущее), (от лат. futurum будущее), авангардистское направление в европейском искусстве х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи (в Италии У. Боччони, Дж. Северини ) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»). авангардистское направление в европейском искусстве х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи (в Италии У. Боччони, Дж. Северини ) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).
Футуристы Владимир Маяковский
Эго-футуристы Это было у моря, де ажурная пена, Где встречается редко городской экипаж… Королева играла - в башне замка - Шопена И, внимая Шопену, полюбил ее паж. Было все очень просто, было все очень мило: Королева просила перерезать гранат, И дала половину, и пажа истомила, И пажа полюбила, вся в молитвах сонат Игорь Северянин
«Новокрестьянские» поэты Николай Клюев
Писатели, не входившие в литературные группировки Марина Цветаева Борис Пастернак Иннокентий Анненский Максимилиан Волошин Владислав Ходасевич
Писатели реалисты Иван Бунин Александр Куприн Евгений Замятин Владимир Короленко Алексей Толстой Антон Чехов