К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб» Исмаилова Наталья Усеиновна учитель русского языка и литературы КГУ ОСШ им. Т.Аубакирова с. Игилик, Мактааральского района Южно-Казахстанской области
Константин Георгиевич Паустовский «Жизнь должна строиться по законам красоты, которая открывает человеку доброе в нем самом, делает людей светлее и лучше.» «Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…»
Викторина 1) Где происходит действие сказки? 2) Кто взял раненого коня? 3) Какое прозвище имел Филька? 4) Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? 5) Что случилось в природе после этого? 6) Сколько лет назад был такой же мороз? 7) От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? 8) Куда послала бабка Фильку в поисках совета? 9) Что посоветовал Фильке Панкрат?
Викторина 10) Сколько времени дал Панкрат на размышление? 11) Что придумал Филька? 12) Кто был свидетеле разговора? 13) Какую роль сыграла сорока в спасении людей? 14) Что понес Филька раненому коню? 15) Что конь сделал после того, съел хлеб? 16) Почему сердилась сорока?
История о вороном коне «Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жердил – помогал Панкрату чинить плотину.»
Бездумный поступок «…Филька наотмашь ударил коня по губам.» «Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег…»
Беда «Ревела, обезумев, метель, но сквозь рев Филька слышал тонкий и кроткий свист, - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьет им себя по бокам.»
Чувство вины « - Чего же теперь делать, бабка? – спросил Филька из под тулупа.»
Способ искупления вины « - Ну, - сказал наконец Панкрат, затаптывая махорочную цигарку, - время твоё вышло. Выкладывай! Льготного срока не будет.»
Искупление вины « На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы.»
«А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.»
Прощение и примирение «Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами.»
Расположить слова в том порядке, в котором вы встретили их в тексте: Конь, сорока, мельник, Филька, хлеб, мельница, стужа, солдат, деревня, ветер.
Вставить пропущенные слова: 1) «Слеза … у коня из глаз»; 2) « В … запахло весной»; 3) «Ветки их поблёскивали, как …»
Назовите в тексте слова, которые автор использует, чтобы передать состояние природы. « Зима в этот год стояла тёплой. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тот час таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замёрзла, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки». « А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались».
Найдите в сказке описание хлеба: 1) который Филька закинул в снег; 2) который злой мужик дал старому солдату; 3) который Филька протянул коню.
Тест К.Г.Паустовский «Теплый хлеб» 1. Жанр произведения: а) рассказ; б) быль в) сказка. 2. Тема произведения: а) труд и взаимная выручка; б) забота о животных; в) человек и природа. 3. Значение слова «тёплый» в названии произведения: а) обладающий теплотой, приветливый; б) согревающий тело, сытный; в) недостаточно горячий.
4. Раненый конь остался жить у: а) кузнеца; б) мельника; в) лесника. 5. Старая сорока считала, что помогала Фильке: а) позвав на помощь ворон; б) разбудив летний ветер; в) напугав своим стрекотанием лютый мороз. 6. Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала: а) злобу людскую; б) ненависть народную; в) грубость человеческую.
7. Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда: а) обидел коня; б) усилился мороз; в) услышал рассказ бабушки. 8. История старого солдата представляет собой: а) быль; б) легенду; в) сказку. 9. В предложении: «В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами» - словосочетание «как невеста» является: а) сравнением; б) олицетворением; в) антитезой.
10. Изображение ночного пейзажа представляет собой: а) повествование; б) описание; в) рассуждение. 11. В предложении: «Ветер… понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом» - автор использует: а) метафору; б) аллегорию; в) олицетворение. 12. Истории воина-инвалида и раненого коня объединяет стилистический приём : а) антитеза; б) сравнение; в) аллегория.
13. В предложении «За окнами воздух был синий, густой, страшный» выделенный слова представляют собой: а) эпитеты; б) логические определения; в) сравнения. 14. Настоящим спасением для деревни является: а) совместный труд её жителей; б) перемена направления ветра; в) своевременная помощь сороки. 15. Смысл подношения детьми хлеба-соли коню: а) желание поделиться хлебом с голодным животным; б) благодарность за труд; в) примирение и извинение Фильки.
Ответы: вааббавбабвббав
Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру: «Зима в моем селе» (4-5 предложений) В своём тексте подчеркните те слова, которые наиболее ярко изображают зиму в нашей местности.
Используемая литература и ресурсы: 1. Русская словесность: фольклор и литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – 3-е изд., - Алматы: Атамура, Русская словесность. Дидактический материал: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. Алматы: Атамура, Русская словесность: фольклор и литература. Методическое руководство: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – Алматы: Атамура, Литература: Тесты. 5 – 8 кла.: учебно-метод.пособие Авт.-сост. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, html jpg jpg jpg &forcesecure=1 70&forcesecure=1 70&forcesecure=1 70&forcesecure=1