А.С.Пушкин. ПОЛТАВА Шумкова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ Краснооктябрьская СОШ Каргапольского района Курганской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Северная война Меняйло О. Ф. учитель истории МОУ Могочинская СОШ.
Advertisements

Артиллерия в Полтавском сражении. Семенов А.Н г.
Урок литературы в 7 классе Анализ поэмы А.С.Пушкина «Полтава» Презентацию составила учитель русского языка и литературы Т.А.Чернавская.
МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области Урок литературы в 7 классе по программе Г.И.Беленького.
История в произведениях Александра Сергеевича Пушкина.
Уроки истории в творчестве А.С.Пушкина 7 кл Учитель литературы: МБОУ ЛСОШ 3 Выборова И. Г.
Россия при Петре Великом. Явился Петр… Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели, Достиг – и все переменилось!.. Сильною рукою дано новое движение.
Полтавская битва.
Образ Петра l в поэмах А.С.Пушкина.. Работу выполнила Голованова Даша ученица 7 а класса. Работу выполнила Голованова Даша ученица 7 а класса. Руководитель.
Российская империя. Царь Петр I и его дела. Автор Мещерякова Л. П.
Полтавская битва в исторических документах и поэме А.С. Пушкина «Полтава»
ХОРЕЙ-– двусложный стихотворный размер с ударением на 1-м слоге: /- /- /- ЯМБ - двусложный стихотворный размер с ударением на 2-м слоге: -/- /- / ДАКТИЛЬ.
Полтавская битва.. Полта́вская би́тва крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.
Войны эпохи Петра Великого (военная история России с XVIII века)
Укажите метафору. 1.Полки ряды свои сомкнули. 1.Полки ряды свои сомкнули. 1.Полки ряды свои сомкнули. 1.Полки ряды свои сомкнули. 2.Горит восток зарею.
Представляют ученики 10 и 11 классов МБОУСОШ 24. Псковская 1-я летопись (по Тихановскому списку) «В лето Пришед князь Александръ и изби Немецъ во.
Презентация к уроку по теме: Полтавская битва
Классный час « О, чувство благородное, чувство освященное ! Обладай вечно сердцами россиян !..» ( Ф. Н. Глинка )
Историческая основа поэмы А. С. Пушкина «Полтава».
Презентация подготовлена по методичке Б.И.Турьянской, Е.В.Комиссаровой,Л.А.Холодко вой «Литература в 7 классе», Москва: «Русское слово», 2003г. Учитель:
Транксрипт:

А.С.Пушкин. ПОЛТАВА Шумкова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ Краснооктябрьская СОШ Каргапольского района Курганской области

Эпиграф: В гражданстве северной державы, В ее воинственной судьбе Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Бессмертный памятник себе. А. С. Пушкин.

Образ Карла XII «… и перед синими рядами своих воинственных дружин, несомый верными слугами, в качалке, бледен, недвижим, страдая раной, Карл явился. Вожди героя шли за ним. Он в думу тихо погрузился, смущённый взор изобразил Необычайное волненье. Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье… вдруг слабым манием руки на русских двинул он полки.» Полтава

Образ Петра I «…Раздался звучный глас Петра; «За дело, с богом!»из шатра, Толпой любимцев окружённый, выходит Пётр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза…» «…и он промчался пред полками, могуч и радостен,как бой. Он поле пожирал очами…»

Сравните образы, подбирая по пять прилагательных о внешности полководцев

Историческая справка. Факты из жизни Петра Алексеевича Романова - русского императора начала XYIII в. В 1696 году. После смерти Иоана -5, Пётр стал единодержавным царём Характерными чертами Петра были ум, воля, энергия, широта взглядов, целеустремлённость, любознательность, невероятная работоспособность Пётр, не получив в юности систематического образования, учился всю жизнь Вместе с тем Пётр был вспыльчив и жесток, принимал личное участие в пытках и казнях. Царь не считался с интересами и жизнью отдельной личности. Он не остановился перед вынесением смертного приговора даже собственному сыну Алексею. За время своего царствования Пётр провёл крупные реформы, направленные на преодоление отставания России от передовых стран Запада Пётр -1 создал регулярную русскую армию и флот. Пётр обратился к Швеции с просьбой продать некогда принадлежавшие России земли по берегам Финского залива, однако получил отказ. Началась Северная война, продлившаяся 21 год 8 июля 1709 г. в генеральном сражении под Полтавой русские войска под командованием Петра – 1 разбили армию шведского императора Карла полтавское сражение привело к коренному перелому в северной войне в пользу России

Карл XII историческая справка Карл -12 (1682 – 1718) Король Швеции с 1697 года Талантливый полководец Обладал сильным характером и хладнокровием по отношению к окружающим его людям Был очень высокого мнения о себе Хитёр и изворотлив во всех отношениях В начале Северной войны одержал ряд крупных побед. Но вторжение его в 1708 году в Россию завершилось его поражением в Полтавском сражении 1709 года Бежал в Турцию. В 1715 году вернулся в Швецию. Убит во время завоевательного похода в Норвегию

Ассоциативный ряд « И грянул бой, Полтавский бой! В огне под градом раскалённым, стеной живою отражённым. Над падшим строем свежий строй штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, сшибаясь, рубятся сплеча. Бросая груды тел на груду, шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть и ад со всех сторон»

Ассоциативный ряд глаголы существительные Рубятся Прыгают Разят Колет Рубит Режет гром, топот, ржанье, стон, бой барабанный, скрежет… и смерть, и ад со всех сторон итоговая фраза

Дискуссия по предложенным цитатам. 1. Ю. М. Лотман замечает, что «только отказавшийся от всего личного Петр сохраняет право на память потомков». 2. А. И. Герцен писал: «Петр I самый полный тип эпохи, призванный к жизни гений-палач, для которого государство было все, а человек ничего». (Начатая на уроке дискуссия предлагается в качестве домашнего задания: приведите аргументы «за» и «против»).

Итог урока: Мы – это Россия… Домашнее задание: 1. Выучить наизусть отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Полтава». 2. Привести аргументы «за» и «против» высказывания критиков.

Закрепление и проверка усвоения изученного 1. Расположите события, описываемые А. С. Пушкиным в поэме «Полтава», в хронологическом порядке. Появление Петра I; смотр войск; Петр приветствует полки; Карл дает сигнал к началу сражения; первый утренний бой; победа России; Полтавская битва; пир Петра I. 2. Как можно объяснить авторское местоимение «мы», употребляемое А. С. Пушкиным в «Полтаве», хотя он не был участником битвы? «Мы» а) армейские командиры б) русская армия, войска в) Россия, ее будущее 3. На какие чувства читателя воздействует А. С. Пушкин в при­веденном описании боя?...Швед, русский колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон... а) зрительное восприятие б) звуковое восприятие в) духовное состояние

Закрепление и проверка усвоения изученного 4. С.М. Петров пишет, что «в центре поэмы «Полтава» изображение Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе. В основу героического содержания поэмы легла идея о том, что Полтавская битва была подготовлена всем развитием петровской России, что это была битва за существование целого народа, за будущность России». а) Что вам известно о Петровской эпохе и Полтавском сражении? б) Можно ли считать Полтавский бой великим историческим событием для России? Как это отразилось в поэме? 5. Л.Н. Соколов замечает, что «Петр как исторический деятель и как личность полная противоположность Карлу». а) С какими целями участвовали в битве Петр и Карл? б) Можно ли сказать, что противоположность Петра и Карла в поэме проявляется в их внешности и поступках? в) Как автор выражает свое отношение к императорам? 6. С какой целью Петр I решает «...в Европу прорубить окно»? а) расширить торговые отношения с Европой б) «...назло шведу» в) так было «суждено» Петру I г) для того чтобы вывести Россию из вековой изоляции и воз­высить ее роль на международной арене

Закрепление и проверка усвоения изученного 7. Какой смысл вложен в строки «...Горит восток зарею новой» ? а) начало нового дня б) алые отблески лучей солнца в) восхождение России г) отблески пожаров в Полтаве 8. С каким чувством Пушкин описывает Полтавскую битву? а) ужас, ощущение трагизма перед гибелью тысяч людей б) спокойный, рациональный анализ в) восхищение, упоение боем 9. Д.Д. Благой считает, что «"Полтавой" Пушкин осуществил ве­ковое задание создать высокохудожественную героическую поэму о Петре». а) Можно ли согласиться с тем, что «Полтава» поэма о Петре? б) Как вы думаете, почему поэма была названа «Полтава»? 10. С.М. Петров пишет: «Петр выступает во введении и как по­коритель самой природы, ее стихий, как воплощение победы культуры и цивилизаций над той Дикостью и отсталостью, которые до него веками царили "на берегу пустынных волн"». а) Как вы считаете, говорит ли поэт о покорении природы во вступлении? б) Что рассказал А.С. Пушкин о дикости и отсталости некогда пустынных мест, преображенных волею Петра I ? в) Действительно ли, во вступлении царь показан как вопло­щение победы культуры и цивилизации?

Спасибо за внимание В презентации использованы материалы: электронных дисков «Уроки литературы Кирилла и Мефодия» 5,6,7,8,11 класс. И.В. Золотарева, С.М.Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2004,368 с