ЭТИ НЕОБЫЧНЫЕ ОДНОСОСТАВНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОДГОТОВИЛА: МАЛЬЧЕНКО ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. ФИЛИППОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА. ОРДЫНСКИЙ РАЙОН НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Начнём с систематизации полученных знаний. 1. Какие предложения называются односоставными? В односоставном предложении ( в отличие от двусоставного) общее значение выражено одним главным членом предложения- подлежащими или сказуемым. Сравните, определите, какое из предложений – односоставное? 1. Вот бегает дворовый мальчик. (дворовый?) 2. За дверью громко разговаривали.
2. На какие группы делятся односоставные предложения? Односоставные с главным членом – подлежащим – Н А З Ы В Н Ы Е Односоставные с главным членом – сказуемым ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ (сказуемое-глагол в форме 1, 2 лица ед. или мн. числа). НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ (сказуемое –глагол в форме 3 лица) и л и со значением обобщённого лица (пословицы, поговорки) БЕЗЛИЧНЫЕ ( отсутствие, невозможность указания на исполнителя действия)
Прежде чем знакомиться с БЕЗЛИЧНЫМИ предложениями, покажите, как вы умеете узнавать другие односоставные предложения. Из предложенных укажите (письменно): А) односоставные назывные Б) односоставные определённо-личные В) односоставные неопределённо-личные (или обобщённо- личные) 1. Поговори со мною, мама. 2. Сижу у моря, смотрю на пучину. (пучину?) 3.Шум, возня, беготня беспрестанная. 4.Хлеб-соль ешь, а правду режь. 5. Слышишь что-нибудь? 6. Не обижайся на меня. 7. Великолепный зимний день! 8. На вокзале тебя встретят.
Проверим правильность: А) 3, 7 Б) 1, 2, 5, 6 В) 4, 8
ОДНОСОСТАВНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ …Мне и доныне Хочется грызть (тип сказуемого?) Жаркой рябины Горькую кисть. (М. Цветаева) …С вечера всё спится, На дворе темно. (А. Фет) Самостоятельно: 1. Найдите грамматические основы в этих предложениях. 2.Определите, простое или сложное предложение из стихотворения А.Фета. Докажите своё мнение. 3. Можно ли в этих предложениях «додумать» подлежащее?
…Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. (М. Цветаева) СПИТСЯ – КОМУ? Дополнение возможно, НАПРИМЕР, мне спится КТО? СПИТСЯ - КТО? Подлежащее невозможно, действие происходит само по себе СЛОЖНОЕ: ДВЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ОБА ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - БЕЗЛИЧНЫЕ …С вечера всё спится, На дворе темно. (А. Фет) Проверим правильность результатов ваших поисков.
Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми цветами. Запах густ, сладко- приторен и нежен. Сквозь мглу видно всё. Но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Всходит луна, ночь становится бледной и тёмной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен и свеж. Можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. (А. Чехов). Делимся на исследовательские группы Перед вами несколько предложений. Ваша задача: выделяя грамматическую основу, найти безличные предложения, исследовать, какой частью речи, в какой форме могут выступать сказуемые в безличных предложениях. В результате: представляете схему: «Способы выражения сказуемого в безличных предложениях».
Представление и защита схемы «Способы выражения сказуемого в безличных односоставных предложениях»
Различить – глагол в неопределённой форме. Не бывало – глагол в прошедшем времени, в среднем роде. Разобрать – глагол в неопределённой форме. Пахнет – глагол в 3-м лице настоящего времени.
Бытие: Случалось. Долженствование, волеизъявление: Необходимо запомнить. Мне ехать. Состояние человека: Мне думается. Тебе нездоровит ся? Нам хорошо. Стихийные явления, состояние природы: Морозит. Вюжит. Смеркалось. К вечеру похолодало. По значению безличные предложения делятся на подгруппы
Найдите в объяснении материала несовпадения с тем, о чём было сказано на уроке (что есть в учебнике из прозвучавшего на уроке, а что отсутствует и наоборот). Работа с учебником. Самостоятельно прочитайте содержание параграфа «Безличные предложения»
Назовите тему повторения на сегодняшнем уроке. Как называются односоставные предложения, с которыми мы сегодня познакомились? Чем они отличаются от других односоставных? Как может быть выражено сказуемое в безличных предложениях? На какие подгруппы делятся безличные предложения? Домашнее задание: на выбор. 1)п. 23, готовиться по опоре и таблице, составить текст (мини-сочинение) с использованием безличных (3-4) предложений. 2) п. 23, готовиться по опоре и таблице, письменно упр. 226, 227.
благодарю за сотрудничество Уважаемые восьмиклассники,