Презентация занятия Спасение Веснянки Сарсынгалиева Е.Н. воспитатель структурного подразделения «Детский сад 9 комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Сарсынгалиева Е.Н. воспитатель структурного подразделения «Детский сад 9 комбинированного вида» Рузаевского муниципального района
Программное содержание. - Уточнить и расширить словарь по теме «Весна». - Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными). - Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам). - Совершенствовать умение делить слова на слоги. - Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление. - Развивать общую моторику. - Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Оборудование: конверт с письмом, картинки с изображением примет весны, предметные картинки (дерево, подснежник, одуванчик, сосулька, лужа, гнездо, скворечник, туча, проталина), картинки с изображением перелетных птиц (грач, цапля, соловей, утка, лебедь, кукушка, скворец, аист, иволга, ласточка, гусь), наборное полотно для деления слов на слоги.
Дети заходят и приветствуют гостей. Встают в круг.
1. Организационный момент. Воспитатель: Дети, сядет тот, кто назовет весеннее слово? (проталины, капель, ручей, подснежник, грач, мать-и-мачеха, ледоход, почки, солнце, скворец, скворечник, оттепель, одуванчик. (Дети называют слова и садятся).
Воспитатель: Дети, послушайте загадку. Светает рано по утрам. Проталины и тут, и там. Ручей шумит, как водопад. Скворцы к скворечнику летят, Звенят по крышам капели, Медведь с еловой встал постели, Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает? Дети. Это весна.
Воспитатель: Дети, о каком времени года мы будем говорить на занятии? Дети. Мы будем говорить о весне.
2. Сюрпризный момент (чтение письма). Воспитатель: Ребята, когда утром я шла на работу, мне повстречался почтальон. Он передал письмо адресованное вам. Давайте его прочитаем. «Здравствуйте, ребята. Я очень спешила к вам, но мою дочку Веснянку вместе с весенними красками похитил злой Кощей Бесцветный. Чтобы спасти Веснянку, вам надо выполнить все задания Кощея Бесцветного». Весна. Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь Весне? Дети. Да.
3. Игра «Подбери признак». Воспитатель: Дети, сейчас выполним первое задание Кощея Бесцветного. Подберите слова-признаки к слову весна. Дети. Весна красивая, дружная, шумная, веселая, журчащая, звонкая, цветущая, красивая, дождливая, солнечная, ранняя, поздняя... Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с первым заданием.
4. Игра «Назови месяцы». Воспитатель: Во втором задании Кощей Бесцветный просит вас назвать весенние месяцы. Назовите первый весенний месяц? Дети. Первый весенний месяц - март. Воспитатель: Третий весенний месяц? Дети. Третий весенний месяц - май. Воспитатель: Второй весенний месяц? Дети. Второй весенний месяц - апрель. (Выставляются карточки с цифрой и первой буквой названия месяца 1М, 2А, ЗМ)
Воспитатель: Какой месяц наступает после марта? Дети. После марта наступает апрель. Воспитатель: Какой месяц идет перед апрелем? Дети. Перед апрелем идет март. Воспитатель: Какой месяц наступает после апреля? Дети. После апреля наступает май. Воспитатель: Как называется месяц между мартом и маем? Дети. Месяц между мартом и маем называется апрель. Воспитатель: Хорошо, ребята, вы знаете весенние месяцы.
5. Игра «Назови ласково». Воспитатель: Дети, Кощей Бесцветный предлагает поиграть в игру «Скажи ласково», я назову слово, а вы назовете его ласково. Ручей - ручеёк, дерево - деревце, проталина - проталинка, почка -почечка, снег - снежок, солнце - солнышко, туча - тучка, облако -облачко, трава - травушка, цветок - цветочек, дождь - дождик..
6. Игра «Один - много». Воспитатель: Сейчас выполним следующее задание Кощея Бесцветного, переверните картинку под номером 1. Назовите этот предмет и много таких предметов? (Картинки: дерево, подснежник, одуванчик, лужа, сосулька, гнездо, грач, скворечник, туча, проталина). Дети. У меня дерево, а много деревьев. У меня туча, а много туч. У меня сосулька, а много сосулек.... Воспитатель: Хорошо, дети, молодцы. Справились с заданием.
7. Игра «Рассади птиц на ветки» (деление слов на слоги) Воспитатель: А сейчас переверните карточку под 2. Внимательно посмотрите, кто нарисован на карточке. Посадите ваших птиц на ветки. Птиц, в названии которых 1 слог - на первую ветку, с двумя слогами - на вторую, с тремя - на третью.
Дети. Я посадила грача на первую ветку, потому что в слове грач 1 слог. … (картинки: грач, цапля, соловей, утка, лебедь, кукушка, скворец, аист, иволга, ласточка).
8. Физминутка. Собирайся, детвора Весна зовет: «Гулять порa!» (хлопают в ладоши) Будем по лесу гулять (шаг на месте) Свежим воздухом дышать (руки вверх, в стороны) На носочках по тропинке Друг за другом мы пойдем (шаг на месте на носочках) В маленькие лужицы Не наступим, обойдем. (Шаг в сторону) Встали елки на пути. Нам их нужно обойти. Идите, дети, осторожно: О ветки уколоться можно, (наклоны влево-вправо) Вот сороки пролетели, Им, сорокам, не до сна! Трещат сороки - белобоки: - Весна идет! Идет весна! (руки в стороны, взмахи) Будем петь и танцевать - Весну - веснышку встречать! (выполняется поклон) Воспитатель: А сейчас дети отдохнем, Алина проведи физминутку.
9. Составление предложений о весне по индивидуальным картинкам. Воспитатель: Дети, переверните карточку под 3, посмотрите, и составьте предложение о весне. (На столах лежат картинки о весне)
Дети. Есть три весенних месяца: март, апрель, май. Солнце стало светить ярче.
День становится длиннее, а ночь короче. Снег тает, текут ручьи, звенит капель, на дорогах лужи. Часто идут дожди.
На деревьях и кустах появляются листочки. Появляются первые цветы и травка.
Дикие животные просыпаются после зимней спячки, меняют шубки. Перелётные птицы прилетают из тёплых стран, вьют гнезда и высиживают птенцов.. Появляются насекомые.
Люди меняют зимнюю одежду на более лёгкую. Дети любят пускать по ручейкам кораблики и играть в разные игры на улице. Начинается работа на полях и огородах.
Воспитатель: Хорошо, ребята, справились с заданием. Посмотрите, по этим картинкам можно составить рассказ о весне. Придумайте название рассказу. Дети. «Весна», «Долгожданная весна», «Пришла весна»...
10. Составление рассказа по картинно-графическому плану. Воспитатель: Кто хочет составить рассказ? (дети составляют рассказ о весне, опираясь на заранее выставленные картинки)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями Кощея Бесцветного. Он отпустил дочку Весны и она пришла к нам в группу. (Заходит Веснянка, приветствует детей). Веснянка. Здравствуйте, дети! Спасибо, что освободили меня от Кощея Бесцветного.
11. Итог. Воспитатель: Дети, расскажите Веснянке, какие задания Кощея Бесцветного вы выполняли? Дети. Составляли предложения о весне, составляли рассказ о весне, называли весенние месяцы (Веснянка благодарит детей и раздаёт подарки). Воспитатель: Даше солнышко за то, что она хорошо составляла предложения о весне. Диме солнышко за то, что он хорошо делил слова на слоги. Алине солнышко за то, что хорошо называл весенние месяцы. Никите солнышко за то, что хорошо подбирал признаки к слову весна.
Литература. 1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М., Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед с Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит - СПб., 1997