Автор: Морозова Нина Александровна, учитель русского языка и литературы филиала МБОУ Уваровщинской сош в с. Чутановка Кирсановского района Тамбовской области Правописание букв Е-И в корнях с чередованием Урок русского языка, 5 класс
Вы – гостеприимные люди? Ученики приветствуют Емелю, говорят ему приятные слова.
Актуализация опорных знаний Но Емеля пришел к нам не просто так. У него проблема. Царевна Несмеяна дала ему карточку с заданием, а он сам не может вставить на месте пропусков нужные буквы. Давайте ему поможем.
Чередующиеся безударные гласные о и а в корнях слов С л о в а д л я с п р а в о к: сл..жение, выр..стили, прил..гать (усилия), подр..сли, прор..сти, ул..жить, вр..сли, изл..гать, р..сточек, выр..щенный, отр..сль, сл..гать, разб…рать. – Какое слово вы никуда не написали? Корниоа -лаг- (-лож-) -раст- (-рос-) -ращ-
" Таблица ЗХУ" Я знал про корни с чередованием? Что хочу узнать?Узнал новое 1. Корни с чередованием: лаг- (-лож-) -раст- (-рос-) -ращ- 2. Есть слова- исключения. 3. При их проверке нельзя применять правило правописания безударной гласной. 1. Какие еще бывают корни с чередованием и как они пишутся? 2. Есть ли исключения? 3. Что общего в написании корней с гласными О-А и Е-И?
Ребята, к словам с той же самой орфограммой относятся слова: убирать – уберу; натирать – натёр; запереть – запирать; вытереть – вытирать. Взгляните на все эти слова и попробуйте объяснить, когда пишется Е, а когда И?
Комментированное письмо. Записать предложения, выделить орфограмму 24. Пословицы. 1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глазки собирает. 2. Кто раньше встает, тот грибки собирает, а сонливый да ленивый идут после за крапивой. 3. Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает. 4. Скупой запирает крепко, а потчует редко. 5. Язык без ног, но далеко пробирается. Загадки. Весной цвету, летом плод даю, осенью не вяну, зимой не умираю. (Сосна.) 2. По воде идет, крыльями упирается, водой умывается. (Лодка.)
Музыкальная пауза «Поделись улыбкою своей!» Заодно поможем Емеле рассмешить Царевну - Несмеяну От улыбки хмурый день светлей, (улыбаемся друг другу) От улыбки в небе радуга проснется... (рисуем руками форму радуги и трем глаза) Поделись улыбкою своей, (улыбаемся друг другу) И она к тебе не раз еще вернется. (беремся за руки) Припев: И тогда наверняка, Вдруг запляшут облака, (делаем танцевальные движения) И кузнечик запиликает на скрипке... (изображаем пиликание на скрипке) С голубого ручейка (изображаем руками движение волн ручейка и реки) Начинается река, Ну, а дружба начинается с улыбки! (Улыбаемся друг другу и хлопаем в ладоши)
Распределите слова по колонкам Проверяемые гласные в корнях слов Непроверяемые гласные в корнях слов Чередующиеся гласные в корнях слов Подрастали, диван, внимание, предложение, облачко, расстелить, полагаться, запереть, отрасль, росток, вокзал, шипеть, растение, взращивать, цыпленок. –Какое слово не вписали в таблицу? Почему?
Работа обучающихся в парах Вопросы: Что из того, что вы прочитали, вам было уже знакомо? Что оказалось новым? Что вызвало сомнения? Почему? Докажите свою точку зрения.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф 113, повт. п Упражнение 654. Комментируем задание. Синквейн «Корни с чередованием» (по желанию).
Рефлексия Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке ….. Теперь я знаю, что …… Особенно интересно было…. Я сегодня уйду с урока с … настроением.
Список источников информации Литература Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение», Использованные дополнительные материалы В. Шаинский, сл. М.Пляцковского. «Песенка крошки Енота». Источники иллюстраций Картинки из личного архива