Анализ поэмы А.Ахматовой «Реквием» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» п.Первомайский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила ученица 11Т класса Юрьева Евгения. (А.Ахматова)
Advertisements

(А.Ахматова) Главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 30-е г.г. явилось создание ею поэмы «Реквием», посвященной годам «большого террора»
Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием». Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом,
Трагедия народа в поэме А.А.Ахматовой «Реквием» Цели урока: Рассмотреть, как показана трагедия народа в поэме; Уметь анализировать содержание стихотворного.
Поэма «Реквием» Провела учитель литературы Беськаева Елена Алексеевна.
Анна Ахматова Поэма «Реквием». История создания поэмы "Реквием" Главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 30-е г.г. явилось создание ею.
А.А.Ахматова «Реквием» ( ) Смысл заглавия: 1.Заупокойная месса, посвященная памяти усопшего. 2.Католическое богослужение по умершим 3. Траурное.
Илья Глазунов «Возвращение блудного сына». Материал подготовила Морозова Н.Т.
Ахматова- голос эпохи.. «Anno Domini» (лето господне) «Подорожник» Ахматова: «С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые.
Урок литературы 11 класс на тему « Творчество Анны Ахматовой. Великая трагедия.» учителя русского языка и литературы Закуевой Ирины Абузедовны МОУ СОШ.
Урок литературы в 11 классе Трагическое звучание поэмы А.А.Ахматовой «Реквием»
Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой Урок литературы в 12 классе.
ТВОРЧЕСТВО АННЫ АНДРЕЕВНЫ Анна Андреевна Ахматова впервые вышла в печать в 1911 году. В молодости примыкала к акмеистам ( сборники « Вечер », 1912, « Чётки.
Тема урока:Идейно – художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой Реквием урок подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 11 с. Белая Глина.
Суд над репрессией ДЕЛО Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград. И когда,
Учитель русского языка и литературы Емельянова Л.Н.
Анна Ахматова Поэма «Реквием». История создания поэмы "Реквием" О замысле "Реквиема" Анна Андреевна Ахматова сообщила читателю в предисловии. Первые наброски.
Анна Ахматова «Реквием» Композиция. Лирическое и эпическое в поэме.Крестный путь русского народа в поэме.,,
Урок – конференция. Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» - памятник погибшим во время репрессий.
Творчество Ахматовой Анны Андреевны. Первые стихотворения Анна Ахматова написала в 11 лет. В русскую литературу вошла под псевдонимом Ахматова (фамилия.
Транксрипт:

Анализ поэмы А.Ахматовой «Реквием» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» п.Первомайский Тамбовской области Халяпина Л.Н.

Стихи её – очень ёмкая, масштабная книга о двадцатом веке, его трагедиях и надеждах. М. Дудин И если Пушкин солнце, то она в поэзии пребудет белой ночью… Е.Евтушенко Е.Евтушенко Анна Ахматова

Главным творческим и гражданским достижением Анны Ахматовой явилось создание ею поэмы «Реквием». Личная трагедия сливается для поэта с трагедией всего русского народа, всей страны. Хотелось бы всех поимённо назвать, Да список отняли и негде узнать. Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов.

Над лирическим циклом «Реквием», позднее названном ею поэмой, Ахматова работала в годах и в начале 60-х годов. В своих записных книжках Ахматова называет поэму по-латыни «Regueim». Латинское название наталкивает на мысль, что её жанровая природа связана с музыкальной формой «Реквиема» Моцарта. Это предположение доказывает многочисленное варьирование в поэме сходных мотивов, напоминающих музыкальные лейтмотивы, и то, что в годы Ахматова серьезно занималась изучением личности Моцарта и его творчества, в особенности «Реквиема». А.Ахматова «Реквием»

Впервые поэма опубликована в журнале «Октябрь» в года. По словам, Л. Чуковской, «Реквием» заучивался людьми, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Рукописи, как правило, сжигались, и только в 1962 году Ахматова передала «Реквием» в редакцию «Нового мира», но по понятным причинам он не был опубликован. К этому времени поэма имела уже широкое хождение среди читателей в списках.

Один из списков попал за границу, и впервые полностью (без ведома автора) «Реквием» был опубликован отдельной книгой в Мюнхене в 1963 году. При жизни Ахматовой «Реквием» в России не был напечатан. С публикацией «Реквиема» творчество Ахматовой обретает новый историко-литературный и общественный смысл.

«Реквием» Реквием – надгробное слово страшным страницам истории всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа Реквием – Реквием – «заупокойная месса», католическое богослужение по умершему, траурное музыкальное произведение.

«Вместо предисловия» В 1921 г. по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован и вскоре расстрелян её муж, Н.Гумилёв. В 30-е гг. волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был арестован её единственный сын – Лев Гумилев. – 1935, 1938, 1949 гг. Он даже был приговорен к расстрелу. Семнадцать месяцев( гг.) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына.

Неизбывной бедой для А.Ахматовой была судьба её сына. Ахматова писала Сталину, другим высокопоставленным лицам, прилагала все усилия, чтобы спасти его. Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В тёмной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла…

Николай Иванович Ежов – нарком внутренних дел с 1936 по 1938 год. Годы ежовщины страшны жестокими репрессиями. Ежов был казнён 1 апреля 1940 г. по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. Формулировка приговора была следующая: « За необоснованные репрессии против советского народа».

Именно тогда начинается работа над «Реквием». Об этом Ахматова расскажет в прозаическом прологе «Вместо Предисловия»: «В тогдашние годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шёпотом): -А это вы можете описать? И я сказала: - Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом».

«Реквием» состоит из 10 стихотворений, прозаического Предисловия, названного Ахматовой «Вместо Предисловия», Посвящения, Вступления и двухчастного Эпилога. «Реквием» был опубликован через 22 г. после смерти Ахматовой, т.е. в 1988 г., причём сразу в двух изданиях: в журнале «Октябрь» и «Нева». «Реквием» создавался не единовременно, а в разные годы, с 1935 по 1940 г.г. и только «Вместо предисловия» и эпиграф помечены 1957 и 1961 г.г.

Эпиграфом к «Реквиему» служит отрывок из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали» (1961 г.). Стихотворение было впервые опубликовано в журнале «Знамя» в 1987 г. Каков смысл эпиграфа? Нет, и не под чуждым небосводом, Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. Там, где мой народ, к несчастью, был С самого начала автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее несчастье как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общего выделен в афористичных строчках эпиграфа: «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был»

«Вместо предисловия» написано прозой: и содержание, и непривычная форма этого текста приковывают к себе особое внимание. Рассказ о семнадцати месяцах, проведенных в очередях возле тюрьмы, как бы конкретизирует эпиграф. Поэт клянется, что сможет написать о пережитом, и сам текст «Реквиема» служит этому подтверждением. Поэма – овеществленная клятва, реализация высочайшей миссии, взятой на себя художником. Вместо предисловия

Посвящение «Реквием» Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река… «Апокалипсис» «Откровения Иоанна Богослова» И небо скрылось, свившись в свиток; и всякая гора, и остров двинулись с мест своих. Первые строки – знак апокалипсического мира, эти картины становятся символом эпохи А.Ахматовой; показана ситуация на грани жизни и смерти; её судьба была судьбой всего народа.

Поэтесса намеренно вызывает у нас ассоциации с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова «о смертельной тоске» Когда-то А.С.Пушкин, обращаясь к декабристам, писал: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Ахматова включила в свой текст цитату из Пушкина, взяв в кавычки слова «каторжные норы»

Вступление Родина – это живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «чёрных марусь» Марусями называли в народе машины для перевозки арестантов, другое название «ворон» или «воронок». Ахматова изобразила приметы времени ( Время репрессий, осуждённых отправляли на каторгу, людьми овладевал страх.)

« Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нём изображено время действия. Оно обнажает правду на грани фантастики. И очень естественно здесь возникают гротескные образы: …улыбался Только мертвый спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград. … Безвинная корчилась Русь. Обращение к образу стрелецкой жёнки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русских женщин и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

Вторая и третья часть поэмы О себе автор пишет уже в третьем лице. Это уже не женщина, а тень. Автор подчёркивает, что человеку невозможно вынести такое: Нет, это не я, Это кто-то другой страдает, Я бы так не могла. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.

Четвёртая часть Слова четвертой части обращены у поэта к самой себе. самой себе. Образ двойника. Происходит раздвоение личности. Что же происходит с героиней? - Она на грани безумия.

Пятая часть Отчаяние матери достигает высшей точки. Изобилие глаголов помогает увидеть, как лирическая героиня поначалу действует, старается что-то предпринять, чтобы узнать о судьбе родного человека, но потом ею овладевает отчаяние, нет больше сил бороться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Лирическая героиня находится в оцепенении, и на неё обрушивается очередной удар – приговор.

Приговор И упало каменное слово На мою еще живую грудь. Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь. У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить.

Распятие Трагедия народа настолько велика, что не вмещается в рамки траурного реквиема. Трагедия вызывает в памяти самое страшное из преступлений в истории человечества - распятие Христа. Трагедия подключает сознание читателя к судьбе Богоматери, принесшей в мир Сына-Искупителя. Горе матери беспредельно. Трагедия народа настолько велика, что не вмещается в рамки траурного реквиема. Трагедия вызывает в памяти самое страшное из преступлений в истории человечества - распятие Христа. Трагедия подключает сознание читателя к судьбе Богоматери, принесшей в мир Сына-Искупителя. Горе матери беспредельно. Образы страдающей Матери и Христа позволяют выразить мысль – освящение страданий. Образы страдающей Матери и Христа позволяют выразить мысль – освящение страданий.

Эпилог Ахматова говорит от имени всех, к чьим страданиям были глухи там, за тюремными стенами Ахматова говорит от имени всех, к чьим страданиям были глухи там, за тюремными стенами И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною, И в лютый холод, и в июльский зной Под красною ослепшею стеною.

Вторая часть «Эпилога» развивает тему Памятника, хорошо известную в русской литературе по Державину и Пушкину, но приобретающую под пером Ахматовой совершенно необычный – глубоко трагический – облик и смысл. Никогда ни в русской, ни в мировой литературе, не возникало столь необычного образа – Памятника Поэту, стоящему, по его желанию и завещанию, у Тюремной Стены. Это – поистине памятник всем жертвам репрессий, замученных в 30-е и иные страшные годы

Поэтические особенности «Реквиема» 1. Нет многоцветья мира. 2. Вместо изящных эпитетов – постоянные. 3.Строгость. 4. Мотив окаменелости. 5. Звуковой ряд (особенно в эпилоге)

«Реквием» - это народное произведение, непревзойдённый памятник жертвам «Большого террора». Глубина изображения и понимания народной трагедии, традиционные мотивы народного плача, все ужасы 20 века Ахматова воплотила в «Реквиеме». Стихотворения этой траурной поэмы производят впечатление «тяжёлых глыб, медленно движущихся и врастающих друг в друга». По мнению И.Бродского, «весь драматизм «Реквиема» в том, во что эти события превращают твоё сознание, твоё представление о самом себе.» Поэтому и стала поэма памятником народной трагедии такой небывалой силы и совершенства: Хотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список, и негде узнать. Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов. О них вспоминаю всегда и везде, О них не забуду и в новой беде, И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ, Пусть так же они поминают меня В канун моего погребального дня.

Я научилась просто мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утолить ненужную тревогу…

Информационные ресурсы А.А. Ахматова. Стихотворения. Поэма: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения/Авт.- сост. Л.Д.Страхова. –М.: Дрофа, Ахматова А.А. Стихотворения. Поэма. – М.: Худ.лит., 1989 images.yandex.ru referatbooks.ru/publ