Деятельностный подход в воспитании. Субъект-субъектные отношения.
Субъект-субъектный компонент включает в себя взаимодействие следующих компонентов: 1) классного руководителя; 2) учащихся класса; 3) родителей класса; 4) значимых взрослых (администрацию, учителей- предметников, социального педагога и т.д.) Субъект-субъектный компонент включает в себя взаимодействие следующих компонентов: 1) классного руководителя; 2) учащихся класса; 3) родителей класса; 4) значимых взрослых (администрацию, учителей- предметников, социального педагога и т.д.)
Особое место в технологии моделирования воспитательной системы класса отводится классному руководителю, он самый главный участник и заинтересованное лицо в успешном функционировании воспитательной системы класса. Особое место в технологии моделирования воспитательной системы класса отводится классному руководителю, он самый главный участник и заинтересованное лицо в успешном функционировании воспитательной системы класса.
Следующим участником субъект- субъектных отношений являются учащиеся класса. В создании воспитательной системы класса выступали пятиклассники, так как подростковый возраст имеет свои психо-физиологические и мировоззренческие особенности, которые помогают классному руководителю использовать нравственный потенциал учащихся для моделирования воспитательной системы
Третьим важным компонентом в создании воспитательной системы класса являются родители. Они выполняют важные функции при создании воспитательной системы нравственной ориентации
Родители принимают активное участие в построении модели класса, в составлении плана воспитательной работы классного руководителя, в вечерах и праздниках, походах и экскурсиях, в лекториях и заседаниях, ощущая нравственное единение со своими детьми и с классным руководителем. Родители принимают активное участие в построении модели класса, в составлении плана воспитательной работы классного руководителя, в вечерах и праздниках, походах и экскурсиях, в лекториях и заседаниях, ощущая нравственное единение со своими детьми и с классным руководителем.
Было бы неполным рассмотрение данного вопроса, если бы мы не включили других значимых взрослых (учителей- предметников, администрацию и др.) в субъект-субъектный компонент моделирования воспитательной системы класса. Было бы неполным рассмотрение данного вопроса, если бы мы не включили других значимых взрослых (учителей- предметников, администрацию и др.) в субъект-субъектный компонент моделирования воспитательной системы класса.
Стиль деятельности педагога во многом характеризуется отношениями с учениками. Стиль деятельности педагога во многом характеризуется отношениями с учениками. Наиболее распространенными являются три стиля руководства: Наиболее распространенными являются три стиля руководства: авторитарный; авторитарный; демократический; демократический; попустительский попустительский
При демократическом стиле руководства, которым я пользуюсь, класс обсуждает направления своих будущих действий при участии и помощи меня, а я демонстрирую не менее двух альтернативных приемов каждого действия, учащиеся сами выбирают, кому и с кем работать. При демократическом стиле руководства, которым я пользуюсь, класс обсуждает направления своих будущих действий при участии и помощи меня, а я демонстрирую не менее двух альтернативных приемов каждого действия, учащиеся сами выбирают, кому и с кем работать.
Я работаю почти наравне с другими; в своих замечаниях объективна, оцениваю действия, а не личности. Чаще употребляю дружеские обращения, сочувственные замечания. Я работаю почти наравне с другими; в своих замечаниях объективна, оцениваю действия, а не личности. Чаще употребляю дружеские обращения, сочувственные замечания.
Я стараюсь создавать в классе развивающий климат: Я стараюсь создавать в классе развивающий климат: 1. Открытость, непринужденность общения. Никому не нравится, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем-то «поймать». Разумеется, такт необходим, вседозволенность может принести только вред. 1. Открытость, непринужденность общения. Никому не нравится, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем-то «поймать». Разумеется, такт необходим, вседозволенность может принести только вред.
2. Понимание, способность «войти в положение» другого. Это вовсе не означает одобрения любого поступка. Но безучастность, безразличное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывает недоверие. 2. Понимание, способность «войти в положение» другого. Это вовсе не означает одобрения любого поступка. Но безучастность, безразличное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывает недоверие.
3. Гласность. Неравенство в межличностных отношениях неизбежно. Однако одно дело, если оно основано на 3. Гласность. Неравенство в межличностных отношениях неизбежно. Однако одно дело, если оно основано на положении в административной иерархии, и совсем другое, когда строится на известных всем нравственных качествах.
4. Не приказ, а ориентация на проблему. Важно учесть мнение исполняющего, чтобы он был ответственен за результаты своей деятельности. 4. Не приказ, а ориентация на проблему. Важно учесть мнение исполняющего, чтобы он был ответственен за результаты своей деятельности.
Методы воспитания, которые я использую в своей работе Методы воспитания, которые я использую в своей работе
Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. Метод убеждения является ведущим в воспитательной работе Метод убеждения является ведущим в воспитательной работе
Диалог - основной путь обмена мыслями, универсальная форма информационного взаимодействия педагога с учащимися. Диалог - прекрасный способ воздействия на сознание и формирования определенных взглядов, мотивов, чувств. Через диалог реализуется общение, решаются многие воспитательные задачи. Диалог - основной путь обмена мыслями, универсальная форма информационного взаимодействия педагога с учащимися. Диалог - прекрасный способ воздействия на сознание и формирования определенных взглядов, мотивов, чувств. Через диалог реализуется общение, решаются многие воспитательные задачи.
Метод упражнений (приучения) Метод упражнений есть метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания).
Этот метод способствует формированию единства сознания и поведения. А.С.Макаренко писал: "...Человека нужно не лепить, а ковать... создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек" Этот метод способствует формированию единства сознания и поведения. А.С.Макаренко писал: "...Человека нужно не лепить, а ковать... создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек"
Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности.
Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему
Метод примера - это метод воздействия на созерцание, чувства и поведение школьников впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогических целей. Метод примера - это метод воздействия на созерцание, чувства и поведение школьников впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогических целей.
. В практической работе я использую разнообразные средства: книги и кинофильмы, картины и факты из жизни, теле- и радиопередачи, наглядную агитацию. Большое значение имеет личный мой. В практической работе я использую разнообразные средства: книги и кинофильмы, картины и факты из жизни, теле- и радиопередачи, наглядную агитацию. Большое значение имеет личный мой пример. пример.
Метод поощрения - положительная оценка тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника, метод наказания - это выявление ошибок в поведении и осуждение антиобщественных поступков. Метод поощрения - положительная оценка тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника, метод наказания - это выявление ошибок в поведении и осуждение антиобщественных поступков.
Поощрения стимулируют правильную линию в поведении, наказания тормозят проявления недисциплинированности, недобросовестности и других отрицательных качеств. Поощрения стимулируют правильную линию в поведении, наказания тормозят проявления недисциплинированности, недобросовестности и других отрицательных качеств.
Продуманная система поощрений и наказаний, утверждает А.С.Макаренко, не только законна, но и необходима. Она помогает закалять человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности гражданина. Продуманная система поощрений и наказаний, утверждает А.С.Макаренко, не только законна, но и необходима. Она помогает закалять человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности гражданина.
Справедлив вывод польского педагога Я.Корчака: «Сердитый взгляд воспитателя, похвала, выговор, шутка, совет, поцелуй, сказка в качестве награды, словесное поощрение - вот лечебные процедуры, которые надо назначать в малых и больших дозах, чаще или реже, в зависимости от данного случая.» Справедлив вывод польского педагога Я.Корчака: «Сердитый взгляд воспитателя, похвала, выговор, шутка, совет, поцелуй, сказка в качестве награды, словесное поощрение - вот лечебные процедуры, которые надо назначать в малых и больших дозах, чаще или реже, в зависимости от данного случая.»