Выполнила: Учитель русского языка и литературы МОУ Николаевская СОШ Татарского района Новосибирской области Музыченко Галина Сергеевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА merelenko-su.uCos.ru.
Advertisements

«Своя игра» (по заданиям ЕГЭ В8) Заббарова Алсу Галимулловна, учитель русского языка и литературы МОУ «Мурзинская СОШ» 1.
Изобразительно- выразительные и образные средства русского языка Килина Анна Александровна Учитель русского языка и литературы МКОУ Октябрьской СОШ 9 Богучанский.
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
«Своя игра» (по заданиям ЕГЭ В8) 1 Заббарова Алсу Галимулловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Каратунская СОШ»
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю. А.С.Пушкин.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (ТРОПЫ). В число этих средств включают эпитет, сравнение, метафору, олицетворение, метонимию, синекдоху,
Изобразительно- выразительные средства языка Тропы.
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Художественно – выразительные средства текста. Работу выполнили учащиеся 10 класса МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Баннов Артем, Соседова Татьяна.
Занятие 21 Выразительные средства современной русской речи. Тропы Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Изобразительно- выразительные средства русского языка
олицетворе ние сравнение перифразаоксюморон эпитет метафора метонимия гипербола тропы.
Транксрипт:

Выполнила: Учитель русского языка и литературы МОУ Николаевская СОШ Татарского района Новосибирской области Музыченко Галина Сергеевна

»Эпитет » сравнение » метафора » олицетворение » метонимия » синекдоха » перифраз » гипербола » литота »парадокс

Эпитет - художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. В отличие от логического определения, эпитет вызывает в нашем сознании целостное представление о предмете. Стену нужно покрасить синей краской И перья страуса склонённые В моём качаются мозгу. И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу ( Блок « Незнакомка »)

Прилагательные (чаще всего) (весёлое солнце, изумрудная роса); Существительные («волшебница-зима», «мать - сыра земля»); Наречия («на севере диком стоит одиноко»); Деепричастия («волны несутся, гремя и сверкая»); Местоименные слова, выражающие превосходную степень того или иного состояния человеческой души («Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие!»).

Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку: «...в тумане моря голубом»; «на мутном небе» и т.д. Лирические (выразительные) эпитеты, в которых ясно выражается отношение автора к изображаемому явлению: «томительная ночи повесть»; «мелькают образы бездушные людей». В народном поэтическом творчестве встречаются постоянные эпитеты: солнце красное; море синее; ветер буйный, которые могут быть использованы поэтом для создания определенного художественного эффекта.

Упражнение 1. Прочитайте словосочетания, выделите в них эпитеты, объясните их смысловое и эмоциональное содержание. Оцените их традиционность. 1) Зловещая дума; 2) ветрила гордых кораблей; 3) звезда печальная; 4) на обнаженной ветке; 5) роковой огонь сражений; 6) надежда сладостная; 7) безумное волненье; 8) в ясной лазури; 9) по бархатным лугам; 10) судьба жестокая; 11) тщетный шум пиров; 12) счастливый край.

Упражнение 2. Составьте словосочетания по схеме «цифра-буква»: а) луч б) замок в)луна г)сон д) тайна е) жизнь 1) неприступный 2) бледный 3) ликующий 4) роковой 5) страшный 6) золотой Упражнение 3. Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты: Солнце, сирень, чувство, туман, муза, огонь, тишина, свет.

Этот прием заключается в уподоблении какого- либо явления другому. Сравнения выражаются различными способами: творительным падежом («и с каждым днем уходит дымом…»); формой сравнительной степени прилагательного или наречия («Душа ее зефира тише/ И зрак прекраснее рая»); оборотами с различными союзами (как, будто, точно, словно и т.д.: «Безумных лет угасшее веселье/ Мне тяжело, как смутное похмелье»). лексически (при помощи слов подобный, похожий): «Твои глаза подобны звездам»).

Прямые Отрицательные. Отрицательные сравнения, в отличие от прямых, построены на отделении одного явления от другого, однако внутренне сближают их, поясняя одно другим. Использование отрицательного сравнения, характерного для устной народной поэзии, может служить знаком стилизации: То не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится... Часто в художественных текстах используются развернутые сравнения, которые состоят не в одномоментном уподоблении единичного признака, а в последовательном представлении целой образной системы.

Упражнение 1. Определите оценочные функции используемых сравнений. Он был крепок и могуч (как трехлетний бык ; как былинный богатырь; как кряжистый дуб; как степной смерч; как свекольная самогонка есаула Громобоева, хлебосольного хозяина, который, лукаво улыбаясь, любил потчевать своим напитком беспечных гостей на Троицу; как реликтовый мастодонт; как тибетский як). Его глаза сияли (как яркие звезды на темном небосводе; как медяки на заскорузлой купеческой ладони; как озера в знойный полдень; как не могут сиять человеческие глаза, так могут сиять только очи влюбленного ангела).

Упражнение 2. Придумайте несколько сравнений разной стилевой окраски. Строчки быстро ложились на бумажный лист, словно … За дверью раздался шум, который походил на … Упражнение 3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Третья встреча явила мне Блока ч..тающ..м замечательные стихи о России и он мне казался подавле(н,нн)ым этой любовью целой жизни он был похож на рыцаря который любит Недосяжимую и сердце его истекает кровью от любви. Блок мне к..зался таким дорогим и бли..ким как в весенн..м кусте соловей который поет мне песню но ул..тит если я к нему подойду и как свежевыпавший снег которого (не) нужно касаться. (К. Бальмонт)

Перенос значения с одного понятия на другое на основании условного сходства. «Метафора не украшение, не побрякушка - она мощнейшее средство, позволяющее поэту выразить свою жизненную философию», - писал известный стиховед Е. Эткинд.

В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков: цвета, формы, объема, назначения и т.д. Метафоры, основанные на сходстве предметов в цвете, особенно часто используются при описании природы: «В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Структура метафоры и сравнения одинакова, т.к. метафора – это скрытое сравнение. Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывающими эмоциональные ассоциации.

Развёрнутая метафора похожа на развёрнутое сравнение, но отличается тем, что более неожиданна и иносказательна. Оценка книги, утвердившаяся на известный срок, очень часто меняется. Какая-нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали. (С. Маршак) Метафорический эпитет соединяет в себе признаки метафоры и эпитета. Без читателя не только наши книги, но все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гёте, Пушкина – всего лишь немая и мёртвая груда бумаги.(С. Маршак)

Разновидность метафоры; перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. «Ветер со стоном метался по безлюдному острову. Его печальный голос тоскливо звучал над притихшим лесом».

Упражнение 1. Смоделируйте метафоры. Укажите смысловые комплексы, которые становятся источником для их создания. Например: ветер воет (зверь). 1) Море; 2) луна;3) время; 4) любовь; 5) земля; 6) сомнение. а)Глотнуть золотого вина из чаши, протянутой солнцем; б)догорать, как отблески заката; в)терзать; г)грозно реветь; д)тяжелые шаги; е)мутный зрачок.

Упражнение 2. Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «город - огромное чудовище». Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными ________. Он _____ в небо тучами дыма и _____________, как обжора, страдающий ожирением. Войдя в него, чувствуешь, что попал в _____из камня и железа, - в __________, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, ___________ их. Улица - скользкое, алчное __________, по нему куда-то вглубь __________ плывут темные __________ пищи города - живые люди.

Перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности. Смежность может быть проявлением связи: 1) между содержанием и содержащим: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! (И Крылов) 2) между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита. (А. Пушкин) 3) между действием и орудием этого действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам. (А. Пушкин)

4)между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале. 5)между местом и людьми, находящимися на этом месте: И едва ли кто в городе спал: Ночью пушечный гром грохотал. Не до сна! Вся столица молилась, Чтоб Нева в берега воротилась. Метонимические замены позволяют сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придают изображаемому предметную наглядность.

Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного: К нему и птица не летит, И зверь нейдет. (А. Пушкин)

Метафора легко переводится в сравнение при помощи слов «как бы», «словно», «вроде» и т. д. Метонимию трансформировать в сравнение нельзя. Сравните: «спит усталый ветер» (ветер спит подобно человеку) - метафора «спит усталый город» - метонимия

Упражнение 1. Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях: а)его ожидали скипетр и золотая мантия; б)он снял с полки Бунина; в)лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно; г) весь зал оглушительно захлопал; д)перо кипело страстью; е)истину нельзя добыть кулаком; ж) вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка.

Упражнение 2. Выделите в тексте метонимию. Определите ее художественные функции. Просторечие - разговорная речь преимущественно городского населения: части дворянства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства. Оно сильно отличалось и от архаизированного книжного языка, и от офранцуженной речи светского круга. Образцом просторечия Пушкин считал язык московских улиц, живое слово шумных торговых рядов.

Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (автор «Героя нашего времени» вместо М.Ю. Лермонтов). Перифраз особенно был характерен для классицистической поэзии: «Колумб российский через воды/ Спешит в неведомы народы»; «Смиритель стран Казанских». Перифраз позволяет придать тексту торжественное, возвышенное звучание. Он может быть также использован для создания комического эффекта. Часто перифраз позволяет избежать неоправданных повторов и служит для связи предложений.

Упражнение 1. Найдите соответствия. 1. спаситель Капитолия 2. блистающая сталь 3. солнце русской поэзии 4. весна человеческой жизни 5. седая чародейка 6. пермесская богиня 7. потомок викингов отважных 8. волшебный прибор Левенгука 9. прикованный к скале Титан 10. бессмертный творец «Илиады» а) муза б) зима в) Прометей г) швед д) сабля е) гусь ж) Пушкин 3) Гомер и) микроскоп к) юность

Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения: «Он так кричал, что в соседних домах стекла повылетали». Литота - выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления : Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н. Некрасов). Использование гиперболы и литоты позволяет усилить выразительность образа, выделить мысль, придать ей необычную форму и яркую эмоциональную окраску. Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни... (Н. Некрасов)

Упражнение 1. Создайте гиперболы и литоты Чтобы вы могли понять, какой нос был у Ландоцкого, представьте ____________________ Она узнала о его смерти на следующий день, и с тех пор солнце больше__________________________. Он схватил пудовый котел с кашей, которой хватило бы, чтобы досыта_________________дюжих молодцов, и___________________________'. Руки у нее были тоньше__________________. Таких глаз не было_____________________. Стало так тихо, что можно было услышать, как на другом конце Земли___________________________

Утверждение, изречение, противоречащее, на первый взгляд, здравому смыслу, но таящее в себе глубокое значение, чем то общепринятое, банальное высказывание, которое служит в парадоксе предметом иронии. Лучшее правительство то, которое меньше всего правит. (Джефферсон) Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра. (О Уайльд) Ничего не делать – очень тяжёлый труд. (О. Уайльд) Парадокс придаёт речи блеск, вызывает у слушателя удовольствие.

Анафора Анадиплосис (подхват) Рефрен Градация Синтаксический параллелизм Многосоюзие (полисиндетон) Бессоюзие (асиндетон) Эллипсис Инверсия Антитеза Оксюморон Риторическое восклицание Риторический вопрос Риторическое обращение Гипофора

Повтор используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определённого ритма. Разновидности повтора Анафора (единоначатие) - повтор слова или группы слов в начале некоторых стихов, строф или фраз. («Жара вставала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума...») Анадиплосис (подхват) - повтор последнего слова (группы слов) предыдущего предложения в начале следующего. («Тогда он тихонько запел песню. Песню, которой его научила мать».) Рефрен - повтор самостоятельного предложения, логически обособленного от основного текста. Градация – расположение перечисляемых элементов в порядке возрастания их значения («ни позвать, ни крикнуть, ни помочь») или убывания («Все грани чувств, все грани правды в мирах, в годах, в часах»).

Синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. («По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль».) Многосоюзие (полисиндетон) - повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, чаще всего используется в положении анафоры. («Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр».) Бессоюзие (асиндетон) - такое построение предложений, при котором однородные члены предложения или части сложного предложения связываются без помощи союзов. («Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари...») Эллипсис состоит в пропуске подразумеваемого слова. В зависимости от контекста создает эффект бытовой небрежности, мудрого лаконизма, «телеграфной» деловитости, лирической взволнованности, разговорного просторечия и т.д. («Ввели и - чарку - стук ему!»)

Инверсия - постановка выделяемых слов на синтаксически необычное для них место, нарушение обычного порядка слов. Сижу за решеткой, в темнице сырой…; На севере диком стоит одиноко…; Роняет лес багряный свой убор… Антитеза - это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. («Ученье -свет, а неученье - тьма»). Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. (Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание).

Риторическое восклицание отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка речи. Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом. О времена! О нравы! (Цицерон) Риторический вопрос служит для эмоционального выделения смысловых центров текста, для формирования эмоционально-оценочного отношения к предмету речи. Что такое культура, зачем она нужна? (В.Непомнящий). Риторическое обращение используется не столько для называния адресата, сколько для привлечения внимания. Русь! Русь! Куда стремишься ты? ( Н Гоголь). Гипофора – вопросно-ответный ход, отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них; вопрос- раздумье.

Упражнение 1. Сравните предложения. Он купил себе большой дом, надел новую рубашку и вышел на улицу. - Ему купили большой дом, одели в рубашку и вывели на улицу. Лето было сырым, холодным. - Сырое лето. Холодно. - Лето, сырость, холод. Солнце показалось из-за туч, и по серой степи побежали золотистые лучи. - Солнце! Пробейся сквозь густые тучи и своим лучом золотым разруби это жуткое черное чудище. Ночь опустилась на землю. - Ночь опустилась на землю!

Упражнение 2. Сгруппируйте парами антитезы по схеме «цифра-буква» 1. Поражение 2. триумф 3. царская мантия 4. маршальский жезл 5. ликующие крики 6. величественное сияние правды 7. радужные надежды а) нищенские лохмотья б) блеск медяков в) гибельный закат г) славная победа д) горький плач е) нож мясника ж) разочарованный вздох