Разработка урока по русскому языку. 5 класс Выполнила: учитель русского языка и литературы Рудакова Т.В., МОУ «СОШ 63»
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи
Цели урока: знать характеристику имени прилагательного, морфологические и синтаксические особенности; закрепить понятие об изобразительной роли прилагательного как эпитета; обогащать словарный запас; учить видеть и понимать прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, подбирая наиболее точные и емкие; развивать навыки сравнительно- сопоставительного анализа, развивать творческое воображение и литературные способности, орфографическую и пунктуационную зоркость; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к родному слову.
Словарный диктант «Подскажи словечко» Это зелье ты не тронь: Жжется больно, как огонь, Неприметна, некрасива, Называется … Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с давних пор, Называюсь я … крапива фарфор
. Стелют на матрас меня, Называюсь … Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книги смог, В ней бывает картотека, Специальный … Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется все … простыня каталог алфавит
. В конце двойное «л» пиши, А как зовут меня, реши: Без мастера граненым стал Блестящий, правильный … Во мне два «К», не забывайте, Таким, как я, всегда бывайте: Я точный, чистый и опрятный, Иным же словом … кристалл аккуратный
Какое из записанных слов является лишним? Крапива, фарфор, простыня, каталог, алфавит, кристалл, аккуратный
Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные, запишите получившиеся словосочетания, разберите одно из них. Например: Жгучая крапива, тонкий фарфор, чистая простыня, точный каталог, русский алфавит, блестящий кристалл,
Разбор словосочетания какая Жгучая крапива согласов прилаг. сущ.
Лингвистический эксперимент Вернуть каждому отрывку зачин, имеющийся у автора. Следите, чтобы начало и продолжение соответствовали друг другу. Докажите, что обеспечено единство темы и развитие мысли. Охарактеризуйте, какими средствами языка рисуется состояние природы.
. А) Дождевые капли барабанили в окна. Ветер плакал в трубах и выл, как собака, потерявшая хозяина. Б) Улыбнулось из-за тучи солнышко. Загорелась на небе над рекой семицветная радуга. В) Беготня света и теней под фонарем на тротуаре. Вкусный запах зимнего воздуха. Все как сон! 1.Посветлело за окном. 2. Черное небо. Белый, скользкий, скрипящий под ногами снег. 3.На дворе стояло серое, слезливое утро.
В получившихся отрывках найдите имена прилагательные, определите их род, падеж, число. Роль в предложении. 1. На дворе стояло серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанили в окна. Ветер плакал в трубах и выл, как собака, потерявшая хозяина. 2. Посветлело за окном. Улыбнулось из-за тучи солнышко. Загорелась на небе над рекой семицветная радуга. 3. Черное небо. Белый, скользкий, скрипящий под ногами снег. Беготня света и теней под фонарем на тротуаре. Вкусный запах зимнего воздуха. Все как сон! Дождевые серое, слезливое семицветная Вкусный Черное Белый, скользкий, барабанили плакал выл, как собака, Улыбнулось Беготня света и теней
Домыслить вслед за автором. Подобрать подходящие по смыслу прилагательные. Определите их роль в тексте Заметает пурга _______ путь. Хочет в _______ снегах потонуть. Ветер ______ уснул на пути; Ни проехать в лесу, ни пройти. Свищет ветер, _________ ветер, В _______ шелесте __________ шума. С. Есенин. белый мягких резвый серебряный шелковомснежного
Игра в рифму Нежный, Зеленый, Волной, Кругом, снежный, безбрежный… соленый, поклоны, склоны… головой, стальной… серебром, столом, большом…
Игра в «Бриме» … гладь … мороз … прижать … берез
С. Есенин Хороша ты, о белая гладь! Греет кровь мою легкий мороз! Так и хочется к телу прижать Обнаженные груди берез.
Спасибо за внимание!