Диалог и речевой этикет Урок в 5 классе Б Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Тамбовской обл. Халяпина Л.Н.
Диалог и речевой этикет Цель: знакомство с лингвистическими понятиями «диалог», «монолог», «речевой этикет». Задачи урока: образовательные: изучить особенности диалога и монолога как одной из форм устной и письменной речи; закрепить пунктуационные навыки, связанные с оформлением диалога; развивающая: формировать компетентность в употреблении формул речевого этикета; воспитывающая: прививать навыки словесной вежливости.
Вообразите на миг, что… Вообразите на миг, что… человечество утратило дар речи. Или в своё время не сумело бы овладеть им. Что было бы? Не было бы самого главного - самого человечества. человечество утратило дар речи. Или в своё время не сумело бы овладеть им. Что было бы? Не было бы самого главного - самого человечества.Л.Успенский
Речевой этикет Речевой этикет Речевой этикет – это правила речевого поведения. Речевое поведение Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры.
Заглянем в словарь Речевой этикет Диалог Монолог Реплика
Заглянем в словарь Диалог - разговор двух или нескольких лиц. Диалог состоит из реплик - слов каждого лица. Реплика - ответ, возражение, замечание на слово собеседника в диалоге. Каждая реплика пишется с новой строки. - текст, заключающий в себе речь одного лица; обращение к слушателю или к самому себе. Монолог - текст, заключающий в себе речь одного лица; обращение к слушателю или к самому себе.
монолог диалог МД ДМ..
монолог диалог 4
монолог диалог 4
РР Упражнение 14
Диалог А.Шибаева «Несуразные вещи»
Как вести себя во время разговора 1) Говорите спокойно; 2) не размахивайте излишне руками; 3) следите, какие слова вы подбираете, не обидят ли они вашего друга; 4) умейте слушать другого; 5) говорите отчётливо, не спешите. Меняйте интонацию с тем, чтобы ваша речь не была монотонной; 6) не разговаривайте слишком долго; 7) никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми.
Улыбайтесь друг другу! Особенно высоко ценится в общении улыбка. Улыбайтесь друг другу!
Диалог в общественном месте Пожалуйста, потише
Родственники - Вы кто такие? - Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто? - А я ваша тётя – Гусеница.
Оформление диалога в письменной речи На письме реплики разных лиц даются с новой строки и в кавычки не заключаются. Перед каждой репликой ставится тире. Реплики диалога тесно связаны между собой. – Реплика 1 лица. – Реплика 2 лица. – Реплика 3 лица и т.д.
Схема диалога Слова автора: - Реплика? -Реплика, - слова автора. Запомни!
РР Упражнение 11
Весёлый … - Сколько будет: семь плюс восемь? - Смотря чего! - Какая разница? Допустим, книг. - Тогда пятнадцать. - А если конфет? - Тогда нисколько, я их все сразу съем!
Весёлый … - Знайте, дети, что всегда радостнее давать, чем получать. - Мой папа это утверждает! - Я думаю, твой папа – прекрасный человек! - Он известный боксёр!
Весёлый … - Мама, в бидоне с молоком оказалась мышь! - Ты её вытащила? - Нет, но я догадалась бросить туда соседского полосатого кота!
Орфоэпическая минутка звонит позвонит перезвонит Телефон Аппарат для передачи любых звуков на некоторое расстояние при помощи электричества
Будьте добры, позовите к телефону… Пожалуйста, позовите… Пригласите, если не трудно, … Будьте любезны, пригласите … Извините, пригласите, пожалуйста, … Скажите, пожалуйста, можно … Как позвать к телефону?
Инструкция Звоните не раньше 8 часов утра (будни) и 10 часов (выходные). Заканчивайте разговор не позднее 22 часов. Нельзя «висеть на телефоне», «сидеть на телефоне».
1. Почтальон Печкин и кот Матроскин разговаривают по телефону. Кто кому позвонил? Как вы думаете, о чём они говорят? Составьте и запишите начало этой беседы. Не забудьте, что собеседники вежливые. 2. Нравится ли Матроскину разговаривать по телефону? Поясните свой ответ. Творческое задание
1)-... Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю! 2)-... С радостью помогу вам. 3)-... У меня нет оснований не верить вам. 4)-... А что же в этом странного? 5)-... Мне жаль, но я не знаю. 6)-... Конечно, не трудно! Сейчас все тебе объясню.
Весёлый диалог - Папа, а ты смог бы писать в темноте? - Конечно, а почему тебя это интересует? - Я погашу свет, а ты подпиши мой дневник!
Схемы предложений диалога 1.– [О, … ]? 2.– [Вв., … ]! 3.– [ ], а [ ].
Рефлексия - Мне понравилось … - Я понял(а), что … - Я научился(ась) … Оценка за урок
Домашнее задание РР § 3 Составить весёлый диалог Подарки в виде хороших отметок тому, кто заслужил Подарки в виде хороших отметок тому, кто заслужил.
Информационные ресурсы Кленицкая И.Я. Весёлые горошины. Сб. текстов для комментированного письма и диктантов 2-7 классы. – М.: Новая школа, 1996 Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 5 кл. – М.: Дрофа, 2010 Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебнику «Русская речь. Развитие речи». 5 кл. – М.: Дрофа, 2002 Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку. – М.: Просвещение,