Диалог и речевой этикет Урок в 5 классе Б Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Тамбовской обл. Халяпина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ласковое слово лучше мягкого пирога Урок русского языка в 5 классе.
Advertisements

Правила разговора по телефону. Выполнила : Машукова Н.Н.
II. Диалог и речевой этикет Цели: учить школьников уместно употреблять формулы речевого этикета; прививать навыки словесной вежливости; повторить особенности.
МОУ СОШ 6. Л.А.Ермошина.1 Учебный материал к уроку в 5 классе по теме : « Диалог ». Учитель русского языка и литературы Ермошина Людмила Александровна.
Этикетные диалоги. Цели: дать понятие «диалог», научить составлять и правильно оформлять этикетные диалоги; развивать умение использовать в диалогах вежливые.
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ, победитель ПНПО МОУ«Начальная школа – детский сад.
Прямая речь Диалог Культура речи. Общение. Разминка-кроссворд д в диал ог р еплика ав торские мон олог кавы чки т ире е.
» Не будильник – а звонит, Не приёмник – говорит. Угадайте кто же он? Ну конечно Телефон.
Тема « Телефонный разговор ». познакомить детей с правилами общения по телефону, научить правильно вести беседу по телефону; развитие навыков устного.
Работа ученицы 5 б класса Банщиковой Елены Рук.Толстова Н.Г.
Э ТИКЕТ ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА Телефонные разговоры потому такие непринужденные и дружеские, что собеседники не видят друг друга. / Леопольд Новак /
Тема: Составление диалога по заданной ситуации и обобщенному содержанию.
Этические нормы речевой культуры. Выполнила ученица 11A класса Баранова Полина. Таганрог 2005 год.
БЕСЕДА, –ы, ж. 1. Разговор, обмен мнения- ми. Дружеская беседа.
Сложные предложения с прямой и косвенной речью. При разговоре мы часто передаем собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а чужую.
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Выполнила: Полина Л.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ 19 г. Новосибирска.
Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 2 посёлка Белоусово Жуковского района Калужской области Ашурова Саодат Акрамовна. Радуга презентаций.
Путешествие на поезде вежливости О чём нам говорит словарь Этикет – (франц. etiquette) установленный порядок поведения где – либо (первоначально в определённых.
ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ ПО ТЕЛЕФОНУ. Раньше 8.00 и позже звонок на домашний или мобильный телефон считается дурным тоном. Количество гудков не должно.
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ. Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой? Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за Солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди,
Транксрипт:

Диалог и речевой этикет Урок в 5 классе Б Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Тамбовской обл. Халяпина Л.Н.

Диалог и речевой этикет Цель: знакомство с лингвистическими понятиями «диалог», «монолог», «речевой этикет». Задачи урока: образовательные: изучить особенности диалога и монолога как одной из форм устной и письменной речи; закрепить пунктуационные навыки, связанные с оформлением диалога; развивающая: формировать компетентность в употреблении формул речевого этикета; воспитывающая: прививать навыки словесной вежливости.

Вообразите на миг, что… Вообразите на миг, что… человечество утратило дар речи. Или в своё время не сумело бы овладеть им. Что было бы? Не было бы самого главного - самого человечества. человечество утратило дар речи. Или в своё время не сумело бы овладеть им. Что было бы? Не было бы самого главного - самого человечества.Л.Успенский

Речевой этикет Речевой этикет Речевой этикет – это правила речевого поведения. Речевое поведение Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры.

Заглянем в словарь Речевой этикет Диалог Монолог Реплика

Заглянем в словарь Диалог - разговор двух или нескольких лиц. Диалог состоит из реплик - слов каждого лица. Реплика - ответ, возражение, замечание на слово собеседника в диалоге. Каждая реплика пишется с новой строки. - текст, заключающий в себе речь одного лица; обращение к слушателю или к самому себе. Монолог - текст, заключающий в себе речь одного лица; обращение к слушателю или к самому себе.

монолог диалог МД ДМ..

монолог диалог 4

монолог диалог 4

РР Упражнение 14

Диалог А.Шибаева «Несуразные вещи»

Как вести себя во время разговора 1) Говорите спокойно; 2) не размахивайте излишне руками; 3) следите, какие слова вы подбираете, не обидят ли они вашего друга; 4) умейте слушать другого; 5) говорите отчётливо, не спешите. Меняйте интонацию с тем, чтобы ваша речь не была монотонной; 6) не разговаривайте слишком долго; 7) никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми.

Улыбайтесь друг другу! Особенно высоко ценится в общении улыбка. Улыбайтесь друг другу!

Диалог в общественном месте Пожалуйста, потише

Родственники - Вы кто такие? - Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто? - А я ваша тётя – Гусеница.

Оформление диалога в письменной речи На письме реплики разных лиц даются с новой строки и в кавычки не заключаются. Перед каждой репликой ставится тире. Реплики диалога тесно связаны между собой. – Реплика 1 лица. – Реплика 2 лица. – Реплика 3 лица и т.д.

Схема диалога Слова автора: - Реплика? -Реплика, - слова автора. Запомни!

РР Упражнение 11

Весёлый … - Сколько будет: семь плюс восемь? - Смотря чего! - Какая разница? Допустим, книг. - Тогда пятнадцать. - А если конфет? - Тогда нисколько, я их все сразу съем!

Весёлый … - Знайте, дети, что всегда радостнее давать, чем получать. - Мой папа это утверждает! - Я думаю, твой папа – прекрасный человек! - Он известный боксёр!

Весёлый … - Мама, в бидоне с молоком оказалась мышь! - Ты её вытащила? - Нет, но я догадалась бросить туда соседского полосатого кота!

Орфоэпическая минутка звонит позвонит перезвонит Телефон Аппарат для передачи любых звуков на некоторое расстояние при помощи электричества

Будьте добры, позовите к телефону… Пожалуйста, позовите… Пригласите, если не трудно, … Будьте любезны, пригласите … Извините, пригласите, пожалуйста, … Скажите, пожалуйста, можно … Как позвать к телефону?

Инструкция Звоните не раньше 8 часов утра (будни) и 10 часов (выходные). Заканчивайте разговор не позднее 22 часов. Нельзя «висеть на телефоне», «сидеть на телефоне».

1. Почтальон Печкин и кот Матроскин разговаривают по телефону. Кто кому позвонил? Как вы думаете, о чём они говорят? Составьте и запишите начало этой беседы. Не забудьте, что собеседники вежливые. 2. Нравится ли Матроскину разговаривать по телефону? Поясните свой ответ. Творческое задание

1)-... Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю! 2)-... С радостью помогу вам. 3)-... У меня нет оснований не верить вам. 4)-... А что же в этом странного? 5)-... Мне жаль, но я не знаю. 6)-... Конечно, не трудно! Сейчас все тебе объясню.

Весёлый диалог - Папа, а ты смог бы писать в темноте? - Конечно, а почему тебя это интересует? - Я погашу свет, а ты подпиши мой дневник!

Схемы предложений диалога 1.– [О, … ]? 2.– [Вв., … ]! 3.– [ ], а [ ].

Рефлексия - Мне понравилось … - Я понял(а), что … - Я научился(ась) … Оценка за урок

Домашнее задание РР § 3 Составить весёлый диалог Подарки в виде хороших отметок тому, кто заслужил Подарки в виде хороших отметок тому, кто заслужил.

Информационные ресурсы Кленицкая И.Я. Весёлые горошины. Сб. текстов для комментированного письма и диктантов 2-7 классы. – М.: Новая школа, 1996 Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 5 кл. – М.: Дрофа, 2010 Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебнику «Русская речь. Развитие речи». 5 кл. – М.: Дрофа, 2002 Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку. – М.: Просвещение,