Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 39 г. Арзамаса Нижегородской области.
Анализ опыта работы по данной теме позволяет сформировать следующий вывод: формирование полноценной речи у детей с ОНР на занятиях по познанию целостной картины мира с помощью дидактических игр и игровых ситуаций даёт хорошие результаты.
Познание целостной картины мира Дидактические игры Средство воспитания и обучения Развитие познавательных процессов: восприятие, память, мышление, речь Один из приёмов логопед. работы
Основной задачей данной работы является рекомендация широкого использования дидактических игр и игровых ситуаций как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми-дошкольниками, имеющими различные речевые нарушения.
1. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста 2. Игровая деятельность сохраняет свою роль и значение как необходимое условие всестороннего развития личности и интеллекта каждого ребёнка
3. Дидактические игры помогают дошкольникам не только получать новые знания, но также обобщать и закреплять их. 4. Использование игр и упражнений в логопедической работе показало хорошие результаты по формированию лексико- грамматического строя речи у детей с ОНР.
Дидактические игры Предметные игры Настольно- печатные Словесные игры
Предметные игры (мозаики, пирамидки, кольца и т.д.) Словесные игры («Горячо-холодно», «Угадайка», «Краски» и т.д.) Восприятие цвета, величины, формы Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, связной речи
Настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото и др.) Уточнение знаний и представлений об окружающем, систематизация, развитие мыслительных процессов и операций (синтез, анализ, классификация, обобщение)
1. Дидактическая задача Воспитательная функция (активность, самостоятельность, настойчивость в достижении цели и т.д.) Образовательная функция (знания и представления детей об окружающем)
2. Игровые правила Организация действий и поведения детей Игровые действия Управление и контроль за выполнением игровых правил
Как игровой метод обучения дидактическая игра используется на занятиях по познанию целостной картины мира с целью: 1. Нравственного и эстетического воспитания детей; 2. Усвоения определённых способов умственных действий; 3. Систематизации и уточнения знаний; 4. Развития самостоятельной речевой активности.
Использование дидактических игр в ходе занятий по познанию целостной картины мира обеспечивает: 1. Возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности; 2. Более лёгкое и быстрое усвоение программного материала.
3. Интерес и стимуляцию мыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями; 4. Более высокие показатели успешности логопедической работы при коррекции речи детей.
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. –М:. Просвещение, Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. –М:. Просвещение, Игры в логопедической работе с детьми. Под редакцией В.И. Селиверстова. –М:. Просвещение, Лопухина И Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. –М:. Просвещение, Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. –М:. Владос, 1994 г. 6. Интернет- ресурсы.