Методические рекомендации. Автор: Рудиченко Юлия Васильевна, учитель начальных классов МОУ гимназия 2 г.Воронежа
Родительские собрания делятся на организационные и тематические.
собрание-лекторий; "круглый стол"; тематическая дискуссия с приглашением специалистов; консультация со специалистами; родительская дискуссия; общешкольная и классная конференция; устный журнал.
собрание следует проводить в удобное для родителей время; тема собрания должна быть выбрана с учетом возрастных особенностей детей; нужно, чтобы родительское собрание было хорошо подготовленным и полезным в педагогическом отношении; классный руководитель должен спокойно и тактично общаться с родителями; нужно просвещать родителей на собрании, обсуждать с ними актуальные проблемы, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе; собрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п.
Оставьте за дверью свое плохое настроение. Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 ч, четко контролируйте время, выслушивайте родителей, не допуская пустых бесед, обвинений и разбирательств. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти. Не осуждайте присутствующих родителей за неявку отсутствующих. Не избирайте для общения назидательный тон. Человеку очень приятно, когда звучит его имя. Положите перед собой список родителей и чаще обращайтесь к ним по имени-отчеству. В начале родительского собрания перечислите вопросы, которые собираетесь обсудить. Помните "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее. Только в личной беседе с родителями оценивайте успехи и потенциальные возможности их детей. Предупредите родителей о том, что не вся информация должна быть известна детям. Дайте понять родителям, что вы осознаете, как трудно учиться их детям. Объясните родителям, что "плохой ученик" не означает "плохой человек". Не давайте негативной оценки всему классу. Не сравнивайте успехи отдельных учащихся разных классов. Не переоценивайте значение отдельных предметов. Родители должны уйти с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.
Дереклева Н.И. Организация родительских собраний в классах, Москва «Русское слово», 2000 Настольная книга классного руководителя, Центр «Педагогический поиск», 2000 Sckool-72-minck.narod.ru 3vium.ru