Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. А.С.Пушкин Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. А.С.Пушкин
Учебные цели и задачи: Рассмотреть историю возникновения первобытного искусства, углубить знания об искусстве как о духовном опыте поколений, о способе познания мира и проявления сил человека. Учебные вопросы: Традиции первобытной культуры. Орнамент сквозь века. История возникновения искусства. Роль художественной культуры в развитии личности. Влияние древних цивилизаций на современность.
Память прошлого присутствует во всем, что нас окружает: в нас самих, в наших играх, в орудиях труда. Даже с памятью о первобытности мы встречаемся на каждом шагу. Считаем мы десятками, потому что наши далекие предки использовали пальцы для счета; говорим на языках, корни которых уходят в седую древность каменного века. Украшаем одежду, посуду, жилище древними магическими знаками, со временем ставшими просто узорами. Проходили века и тысячелетия… Человек учился, орудия труда становились сложнее, поэтому он меньше зависел от животных. На стенах пещер появились изображения людей. Если на плоскости люди – в движении, то статуэтки изображают их в состоянии покоя, иногда задумчивости и сосредоточенности.
«МЫСЛИТЕЛЬ» Скульптор Роден Ваятель каменного века
Бывает, что традиция, идущая из первобытного общества, прерывается, затухает, уходит на второй план. Так случилось и с первобытным искусством. Люди забывают, как видели мир их предки, и лишь заново познакомившись с искусством древности, они проникаются его ценностью и заимствуют забытые черты. Видоизменившиеся традиции первобытной культуры могут приспосабливаться к новой жизни. Такие явления называют ПЕРЕЖИТКАМИ. Примером пережитков является орнамент.
Орнамент существует на созданной человеком вещи, стене, сосудах, тканях. Почему возникла сама вещь, для чего нанесли узор? Ясное дело, для чего: горшок – кашу варить, плуг – пахать, прялка – чтобы…
Человек выделился из природы, когда стал творить. Человек осознал «верх и низ», т.е. небо и землю. Земля – квадрат. Вода – волнистая линия. Свастика – движение солнца. Ее излом – направление движения, стороны света и времена года. Спираль – развитие и движение. Древний человек изображал все это, находя аналоги в окружающем мире.
Например, в Древнем Египте орнамент и вещь находились в единстве с письменностью. Для египтян орнамент – идея бесконечности бытия. Орнамент как произведение искусства существует в пространстве и во времени. Нужно быть очень внимательным к каждому мотиву, ритму, и тогда он поведает нам длиннющую, уходящую в глубь веков, историю.
Основы композиции. Орнамент В греческом меандре выражается идея движения через образ набегающей волны. Элементы-символы разных стран: Египет – лотос Греция – листья аканта Япония – хризантема Индия, Персия - огурец
Виды орнамента ПРЕДМЕТНЫЙ – пышные орнаментальные узоры АСТРАЛЬНЫЙ – изображение звезд, солнца, комет, планет, галактик КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ – с включением элементов письма ПЕЙЗАЖНЫЙ – в японских и китайских ширмах, перегородках ЗООМОРФНЫЙ – фигуры, изображение человека
В жилище первым делом украшали окна, ворота. Калитки. В одежде – рукава, подол и ворот. Древние люди верили, что злые силы проникают через отверстия и поэтому старались защитить их магическими знаками, среди которых важную роль играли символы солнца.
Влияние орнамента испытала на себе и живопись 20 века. Композиции из геометрических фигур, пятен, линий создавали художники Малевич и Кандинский.
Задание: Орнамент доступен не только для восприятия, но и для творчества. Давайте, попробуем заняться этим увлекательным делом – составлением орнамента. Например: зарождение цветочного орнамента (рисуем стилизованный цветок лотоса).